МЕТАФИЗИКА «ПЕТЛИ» ПУТИ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА
К Петербургу относятся, как к живому существу. Для Достоевского Петербург – «самый умышленный и отвлеченный город в мире». Петербург Достоевского душит, давит, навевает кошмарные видения, рисует трущобы: много распивочных, пьяных, голодных, потерявших смысл жизни людей, которые нередко кончают с собой, не выдержав невыносимой жизни. Петербург – это символ страшного мира, где все продается и покупается, где нет спасения бедным и слабым, где царят «волчьи законы».
Понятие «Петербург Достоевского» вмещает в себя два плана – реальный и вымышленный. Возникший в сознании Достоевского и реализованный в его творчестве, этот город более «достоевский», чем конкретный. Самый выразительный и населенный в этом смысле район – район Сенной площади.
Действие романа сконцентрировано не только в определенном районе Петербурга, но и в конкретно определенном, предельно сжатом времени: с того момента, как мы застаем Раскольникова в начале романа, и до его признания проходит всего около двух недель. Чаще всего Раскольников выходит из дома вечером, в тексте есть точное упоминания времени – седьмой час, восемь вечера, девять…, но на самом деле время в романе очень условно и символично. Это время «заходящего солнца». Причем закаты солнца у Достоевского начинаются в разное время и очень растянуты.
Недалеко от сюда расположен дом Алены Ивановны по Екатеринискому каналу. «С замиранием сердца и нервной дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одной стеной на канаву, а другой – в –ю улицу». Раскольников шел в обход, то есть заходил в дом с улицы, «сейчас же из ворот на лестницу». «Лестница была темная и узкая». Екатерининский канал- место действия многих произведений Достоевского. В нем та двойственность, которую он всегда ощущал в Петербурге. Петляющая лента канала, широкие набережные, замкнутые перспективы коротких отрезков, множество самых разных мостов – все это придает каналу камерный характер.
На канале Вознесенского моста произойдет сцена сумасшествия Екатерины Ивановны. Недалеко от дома процентщицы, там, у крутого поворота перекинут пешеходный цепной львиный мостик – один из немногих сохранившихся мостов через Екатерининский канал. Именно здесь не один раз подолгу стоял Раскольников. Очень он любил стоять и на Николаевском мосту. Вознесенский мост соединяет Вознесенский проспект, который запечатлен почти во всех петербургских произведениях Достоевского. На углу Казанской улицы и Вознесенского проспекта в доме 43 остановиться мать и сестра Раскольникова. «Приискал и на первый случай квартиру», - сообщит Раскольникову Лужин.
Давайте выйдем на Садовую улицу и повернем налево, на площадь. Теперешняя Сенная выглядит совсем не так, как при Достоевском. Уцелели не все дома, единственное сохранившееся здание – гауптвахта – одноэтажная постройка со стройным четырехколонным портиком. Для Раскольникова Сенная имела какую-то особую притягательную силу. Его постоянно тянуло сюда: «Было около 9-ти часов, когда он проходил по Сенной». Раскольников снова придет на это же место, после убийства: «По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он вышел прямо на Сенную…» Сенную площадь пересекает Садовая улица. Раскольников, отправляясь на преступление, решил пойти не обычным своим высчитанным путем (в 730 шагов), а в обход: «Надо было идти и торопиться, и в то же время сделать крюк: подойти к дому в обход, с другой стороны…» Поэтому он идет не по набережной канала, а через Садовую. Слева по Садовой мы видим Юсупов сад. К счастью, живая природа в Петербурге подверглась меньшим «переделкам» - он и сейчас выглядит так, как и тогда. От Юсупова сада вправо идет Екатерининговский проспект. Дойдя до перекрестка Екатерининговского и Вознесенского проспектов Раскольников видит страшную сцену смерти Мармеладова.
Остался только последний маршрут Раскольникова – явка с повинной. Он хотел «все кончить до заката». От дома Сонечки до полицейской конторы нужно было пройти всего три дома. Но Достоевский удлиняет это расстояние: « Он шел по набережной канавы, и недалеко уж оставалось ему. Но, дойдя до моста, он приостановился и вдруг повернул на мост, в сторону, и пошел на Сенную.
Петербург Достоевского – «кривая»? Сенная площадь «крива» во всех смыслах, канал Грибоедова тоже «кривой». Вот суждение Достоевского о Петербурге: «В архитектурном смысле он отражение всех архитектур в мире, всех периодов и мод, все постепенно заимствованно и все по- своему перековеркано».
Почему Раскольников любил стоять на Цепном Львином мостике? В какое время суток совершается большинство главных действий романа? Куда и почему постоянно тянуло Раскольникова, «чтоб еще тошнее было»? Авторы проекта: УЧЕНИЦЫ ГУМАНИТАРНОГО 10 А КЛАССА : МОЛЧАНОВА ОЛЬГА ТИХОМИРОВА АНАСТАСИЯ Музыка: FR. LAY. Emmanuelle 2