Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет
Компетентностная модель выпускника (проект третьего поколения ФГОС ВПО) Компетенции выпускника УниверсальныеПрофессиональные ОбщенаучныеИнструменталь- ные Общепрофес- сиональные Профильно-специа- лизированные Социально- личностные и общекуль- турные И1 И2 … Иm ОН1 УН1 ОН2 … ОН3 УНj … С1 ОНk … Сp ПС1 УПС1 … ПСw УПСg СЛ1 … СЛn ОП1 УОП1 ОП2 УОП2 … ОПz УОПs
Определения Компетентность – способность и готовность индивидуума применять на практике приобретенные знания и умения Компетентность специалиста – способность и готовность осуществлять деятельность в определенных профессиональных условиях, интегрированная характеристика личности, одной из составляющих которой является профессиональная квалификация Компетенция – обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет достигать поставленной цели. Компетенция – «знания в действии» Компетенция = знания + умения + навыки + опыт деятельности время
Компетентность – мотивированная способность и готовность действовать в определенных условиях Набор компетенций - актуальное, мотивирован- ное знание и понимание как действовать Квалификационные требования: знания, умения, навыки, ценности Компонент 1Компонент 2 Компонент N Компетенция... Формирование компетенций на основе деятельностных и личностно-ориентированных технологий Деятельность Тестирование Содержание и структура компетенции
Формирование перечня компетенций Составление списка основных работодателей Формирование вузом перечня компетенций по данному направлению подготовки специалистов на основании: - стандартов прошлого поколения; - опыта преподавательского состава; - рекомендаций экспертов; - отзывов выпускников Оформление анкеты Рассылка анкеты и сбор результатов Анализ результатов, выявление важнейших компетенций, отмеченных большинством работодателей Выделение ядра компетенций и выбор направлений целевой подготовки
Схема выявления компетенций специалиста Целевая подготовка К Р1 К Р3 КРNКРN К Р2 Работодатель 3 Работодатель 1 Работодатель N Работодатель 2 … Общее ядро К ВУЗ Минобрнауки РФ Вуз К ФГОС
М 2 М z … М 1 Р2Р2 …Р1Р1 Д1Д1 Д2Д2 … ВУЗ ФГОС Лекции и практические занятия В1В1 В2В2 … Виды деятельности Образовательный процесс … ДSДS ВУЗ …К1К1 К2К2 ФГОС …КiКi K N+1 K N+2 …КQКQ … Цели обучения Проектирование образовательной программы
Учебный модуль Формируемые компетенции и компоненты К1К1 К2К2 К3К3 … КQКQ М1М1 * – М2М2 –– … ………… МZМZ –– * – компонента i -ой компетенции, формируемая при прохождении j -ого учебного модуля Связи между компонентами компетенций и учебными модулями
Формирования компетенции 2 t М1 М2 М3 М4 М5 М6 М7 М8 М9 М10 М11 М12 С1 С2 С3 С4 С5 С6 С7 С9 С8 С10 С12 С11 С14 С13 С15 С16 С17 С18 С19 Формирования компетенции 1t Д1 Д2 Процесс формирования компетенций
Инструментальные компетенции 8ИН1Способность использовать в социальной сфере и в познавательной и профессиональной деятельности элементарные навыки работы с компьютером 9ИН2Готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке 10ИН3Необходимое знание второго языка 11ИН4Способность использовать организационно- управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности 12ИН5Навыки работы с информацией из различных источников 13ИН6Базовые знания в области информатики и современных информационных технологий 14ИН7Навыки использования программных средств и навыки работы в компьютерных сетях, умение составлять базы данных и использовать Интернет-ресурсы Общенаучные компетенции 1ОН1Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных науках 2ОН2Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии 3ОН3Собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам 5СК1Способность порождать новые идеи 6СК2Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень 7СК3Способность и готовность к активному общению в научной, производственной и общекультурной деятельности Содержание компетенций в стандарте
Социально-личностные и общекультурные компетенции 15СЛК1Способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования 16СЛК2Настойчивость в достижении цели 17СЛК3Способность критически переосмысливать накопленный опыт 18СЛК4Толерантность 19СЛК5Умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить и подчиняться Общепрофессиональные а) научно-исследовательская деятельность 20ОП1Способность эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для научных исследований в соответствии с профилем деятельности 22УПК1Способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в соответствии с профилем деятельности б) проектная деятельность 23ОП3Способность понимать принципы составления проектов производственных и конструкторских работ (в соответствии с профилизацией) 24ОП4Готовность пользоваться нормативными документами (в соответствии с профилизацией) и научно-производственных 25УПК2Способность составлять проекты научно- исследовательских и научно-производственных работ 26УПК3Способность и готовность к проектированию комплексных научно-исследовательских и научно- производственных исследований в соответствии с нормативными документами по профилю деятельности Профильно-специализированные компетенции 27ПС1Способность использовать специализированные знания фундаментальных разделов естественных наук (в соответствии с профилизацией) 28ПС2Способность использовать компьютер на уровне пользователя и информационные технологии для решения специализированных задач (в соответствии с профилизацией) 21ОП2Составление научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт, пояснительных записок (в соответствии с профилизацией) Содержание компетенций в стандарте