ИКОНОПИСЬ И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
Период XIV-XV вв – период наивысшего расцвета древнерусской иконописи Представления о реальном человеке и ценности человеческой личности В живописи раскрывались не только религиозные символы, но и психологические переживания людей Иконы писались на липовых досках, которые покрывались левкасом- тонким слоем гипса, использовались краски на яичном желтке В храмах появляется иконостас – русское изобретение
Феофан Грек Византиец по происхождению, в Новгороде оказался в 1378 г. О жизни Феофана поведал монах Троице- Сергиева монастыря Епифаний Премудрый В Новгороде расписал фресками церковь Спасо-Преображения на Ильине улице Работал в Московском Кремле над росписью церкви Рождества Богородицы и Благовещенского собора До наших дней сохранилась только композиция деисусного чина Благовещенского собора Эмоциональность, экспрессивность письма
Ф.Грек Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Голова Авеля. Над фресками этой церкви он работал летом 1378 года по заказу боярина Василия Даниловича и горожан с Ильиной улицы. Фрески сохранились частично. В куполе изображен Пантократор (Христос- судия), окруженный четырьмя серафимами. В простенках фигуры праотцев: Адама, Авеля, Ноя.
Ф.Грек Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Троица. В композиции "Троицы" нет умиротворенности. В образах ангелов не ощущается юношеской мягкости. Их прекрасные лица полны суровой отрешенности. Особенно выразительна фигура центрального ангела. Внешняя неподвижность, статичность еще более подчеркивают внутреннюю напряженность.
Андрей Рублев Стоглавый собор 1551 г. Велел живописцам «писати иконы, как писал Андрей Рублев…» О жизни Рублева известно немного, мало источников Инок Спасо - Андроникова монастыря Иконописец и мастер фресковой живописи Вместе с другими иконописцами расписывал Успенский собор во Владимире, Троицкий собор Троице- Сергиева монастыря, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря Главное творение Андрея Рублева – «Троица» Мягкость, человечность персонажей, сдержанная манера письма
А.Рублев Троица Ангелы сочувствуют страданиям человечества, их беседа - это раздумье о судьбе мира. Яркие сочные краски –синяя,,красная. темно- вишневая,- оптимизм, вера в будущее.
А.Рублев Архангел Михаил. Юношески нежный облик архангела Михаила лиричен, исполнен глубокого поэтического очарования
А.Рублев"Звенигородский Спас". Своеобразно лицо Христа, одухотворенное, с тонкими строгими чертами. Христос полон сосредоточенной внутренней жизни, его взгляд прям, задумчиво- проницателен, в нем светится человеческая доброта. Несомненно, здесь воплощен морально-этический идеал русского человека времени Андрея Рублева, где миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством
иконостас Включает пять основных рядов –чинов Местный-с иконами, почитаемыми в данной местности Праздничный –иконы, посвященные церковным праздникам Пророческий –в центре Богоматерь с младенцем Праотеческий – в центре Троица новозаветная Распятие
Дионисий Инок Иосифо- Волоколамского монастыря Часть фресок Успенского собора московского Кремля Роспись церкви Рождества Богородицы Феропонтова монастыря Утонченный рисунок, изысканный колорит, нежные тона.