Знать не нужно понимать 1 Группа «Новое электронное образование», 2011
Уровни "знание" и "понимание" при разработке е-курсов Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант руководитель Группы НЭО
Знать + понимать? Согласны ли Вы тем, что учащиеся должны знать и понимать учебный материал 1. Да 2. Нет 3. Иное (поясните в чате, пожалуйста) 3 Группа «Новое электронное образование», 2011
Что важнее? С точки зрения результативности и качества обучения важнее 1. Знание аудиторией учебного материала 2. Понимание аудиторией учебного материала 3. Постановка вопроса некорректна. Важно и то и другое 4 Группа «Новое электронное образование», 2011
В чем различие? Чем отличаются знание и понимание учебного материала? 5 Группа «Новое электронное образование», 2011
Курица яйцо запятая тире Знать не нужно понимать 6 Группа «Новое электронное образование», 2011
7 Таксономия целей обучения Целевая категория Значение категории Знание запоминание и воспроизведение изученного материала Понимание преобразование учебного материала из одной формы выражения в другую Применение самостоятельное соотнесение знания с реальной ситуацией, использование изученного материал в конкретных условиях и новых ситуациях Анализ умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. определять элементы, связи, связующие принципы Синтез умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной Оценка вынесение суждений относительно ценности идей, решений, деятельности, объектов, свойств
Результаты обучения Результаты обучения это формулировки того, что… будет знать, понимать и/или будет в состоянии продемонстрировать учащийся после завершения процесса обучения (ECTS /Европейская система переноса и накопления кредитов/: Руководство пользователя) 8 Группа «Новое электронное образование», 2011
Пример Групповой проект по программному обеспечению (John Morrison, Университетский колледжа Корка) Результаты обучения: По успешном завершении данного модуля студенты должны быть способны: Определять план управления проектом. Сводить планы тестирования в таблицу. Сравнить альтернативные процедуры реализации. Обсуждать чрезвычайные планы. Создавать работающий код и тестировать реализованный код. Планировать задания для достижения поставленных целей. Разрабатывать интерфейс человек- компьютер. Оценить результаты проекта с точки зрения исходных требований. Дифференцировать хорошие и плохие человеко-машинные интерфейсы с точки зрения физического взаимодействия и эргономики, необходимых пользователю программ для достижения желаемого результата. 9 Группа «Новое электронное образование», 2011
Еще пример Действия (что делает обучаемый на основе изученного?) - Владеет терминологией, применяемой в области таможенного дела при пересечении таможенной границы - Знает какие сведения находятся в документах и в какие органы документы направляются - Знает какие документы находятся у перевозчика в зависимости от вида транспортного средства и как они выглядят - Знает порядок помещения товаров в зону таможенного контроля, время нахождения в зоне таможенного контроля, порядок действий с товарами в зоне таможенного контроля, порядок учета товаров в зоне таможенного контроля - Знает общие принципы перемещения товаров через таможенную границу - Знает порядок соблюдения запретов и ограничений при пересечении таможенной границы ТС - Знает какие таможенные операции разрешено проводить с товарами в местах прибытия - Знает схему и порядок получения разрешения на совершения таможенных операций в месте прибытия - Знать порядок и адреса направления документов при предварительном уведомлении таможенного органа о намерении пересечь таможенную границу ТС - Знать порядок вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза и какие именно документы необходимо предоставить в таможенный орган - Знать требования к товаров при их вывозе с таможенной территории ТС - Знать схему убытия товаров в таможенной территории ТС - Делать выводы и уметь обобщать материал 10
11 Что значит знать? Помнить Вспоминать Воспроизводить – ( ! ) не искажая, не оценивая и не интерпретируя данных ( ! ) Понимать Интерпретировать Развивать Критиковать Анализировать Обобщать Оценивать Группа «Новое электронное образование», 2011
Сравните 12 Группа «Новое электронное образование», 2011 АБ Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств международной перевозки - это совершение действий по ввозу на таможенную территорию таможенного союза и вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом Перемещение товаров через таможенную границу - ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза
Центрация на преподавателе Разработка учебных программ начинается с содержания курса. Преподаватели определяют содержание программы, планируют методы его преподавания. Оценивается вклад преподавателя и то, насколько хорошо преподаваемый материал усвоен. 13 Группа «Новое электронное образование», 2011 Цель курса: дать знания работникам …. о том, как обеспечить успех презентации
Центрация на учащемся Процесс обучения фокусируется на том, что смогут делать учащиеся в итоге освоения конкретной программы обучения. 14 Группа «Новое электронное образование», 2011 Цель курса: Сформировать у обучающихся четкое представление о подходе к организации процесса построения системы оценки результатов деятельности
Результаты обучения Результаты обучения это формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или будет в состоянии продемонстрировать учащийся после завершения процесса обучения (ECTS /Европейская система переноса и накопления кредитов/: Руководство пользователя) 15 Группа «Новое электронное образование», 2011
Один курс – две цели 16 Группа «Новое электронное образование», 2011 Обобщенная цельКонкретная цель выражает представление авторов курса о том, чему научится его аудитория фиксирует ожидание, что будет делать учащийся в итоге освоения курса, как об этом станет известно Например Научить менеджеров работать с жалобами клиентов Конструктивно реагировать на жалобы клиентов, гасить конфликты
Специфика конкретной цели В явном или в неявном виде конкретная цель содержит информацию о действиях учащегося; условиях выполнения этих действий; критериях правильности их выполнения. 17 Группа «Новое электронное образование», 2011 Сравните Научить менеджеров работать с жалобами клиентов Конструктивно реагировать на жалобы клиентов, гасить конфликты
Преимущество обучения, ориентированного на результат Одно из самых больших преимуществ результатов обучения в том, что они представляют собой четкие формулировки того, что должен достигнуть учащийся, и как он будет предъявлять это достижение. 18 Группа «Новое электронное образование», 2011
Обучение по результатам В обучении, базирующемся на результатах, образовательные цели и задачи (= подцели) установлены четко и однозначно. они определяют: содержания учебных программ, организацию и методы и обучения, процедуры контроля и оценки обученности а также, служат основой для оценки качества учебных программ 19 Группа «Новое электронное образование», 2011
Б.Блум считал, что обучение – это процесс и что преподаватели должны разрабатывать такие уроки и задания, которые способствовали бы достижению учащимися конкретных, а не обобщенных целей. 20 Группа «Новое электронное образование», 2011
21 Таксономия целей обучения Целевая категория Значение категории Знание запоминание и воспроизведение изученного материала Понимание преобразование учебного материала из одной формы выражения в другую Применение самостоятельное соотнесение знания с реальной ситуацией, использование изученного материал в конкретных условиях и новых ситуациях Анализ умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. определять элементы, связи, связующие принципы Синтез умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной Оценка вынесение суждений относительно ценности идей, решений, деятельности, объектов, свойств
Глаголы действия Поскольку результаты обучения касаются того, что учащиеся будут делать по завершении учебной деятельности, описание результатов осуществляется с помощью глаголов действия (активными глаголами), а не состояния. 22 Группа «Новое электронное образование», 2011 Сравните Знать (помнить) таблицу умножения Умножать в уме целые положительные числа в диапазоне от 1 до 10
23 Запоминание и воспроизведение определенной информации основные процессы этом уровне уровне. От обучаемых требуется : - знание конкретных данных - терминологии, конкретных фактов - знание средств и способов действия с конкретными данными, норм и правил, тенденций и последовательности; классификаций, критериев, методов - знание категорий и общих понятий в какой-то области: принципов и обобщений, теорий и моделей Оценивается: умение припоминать, опознавать и пересказывать информацию Методы: тестирование и опросы Знание Группа «Новое электронное образование», 2011
24 Что значит знать? Помнить Вспоминать Воспроизводить – ( ! ) не искажая и не интерпретируя данных ( ! ) Понимать Интерпретировать Развивать Критиковать Анализировать Обобщать Оценивать Группа «Новое электронное образование», 2011
Знание Знание конкретных данных: Определяет, подбирает, обозначает, выбирает, (значение термина), называет (конкретный факт, дату, событие, место); констатирует (факт) Знание средств и способов действия с конкретными данными: Идентифицирует (символ), перечисляет (этапы процесса), описывает (метод) Знание категорий и общих понятий: Цитирует (правило), излагает (принцип, закон, теорию), вспоминает название (теории), воспроизводит (структуру) Кто… Что… Когда... Где Чем… Кем… Каким способом… Сколько… Какой… Группа «Новое электронное образование»,
Глаголы (Знание) Систематизировать, собирать, определить, описать, воспроизвести, перечислить, установить, категоризировать, запоминать, назвать, упорядочить, обрисовать, представить, ссылаться, распознавать, фиксировать, рассказать, соотнести, повторить, воспроизвести, показать, сформулировать, сообщить 26 Группа «Новое электронное образование», 2011 Припоминать, опознавать, пересказывать
Подразумевает, по Б.Блуму перевод, интерпретацию и экстраполяцию. Перевод: 1) передача информации на другом языке, в других терминах или в другой форме 2) преобразование абстрактного в конкретное или повседневное 3) приведение иллюстрации или примера, поясняющего некий принцип или абстракцию 4) преобразование чего-то в более краткую форму 5) преобразование слов в символы, иллюстрации, карты, таблицы, диаграммы, графики или формулы и наоборот Понимание Группа «Новое электронное образование»,
Интерпретация (объяснение) : 1) фиксация главной идеи какой-либо работы как целого 2) отделение существенного от несущественного 3) распознавание обоснованных выводов в отличие от необоснованных 4) выведение заключения или обобщение данных Понимание Группа «Новое электронное образование»,
Экстраполяция: расширение смысла или определение значения, последствий или следствий чего-либо в будущем на основе представленной обучающемуся информации Понимание Например: К каким последствиям приведет организацию переход от иерархической организационной структуры к проектной? Группа «Новое электронное образование»,
Оценивается: умение обрабатывать информацию: переформулировать материал собственными словами переструктурировать или предугадывать идеи Методы: тесты выбора, опросники, буксировка, ввод с клавиатуры Понимание Группа «Новое электронное образование»,
Понимание Перевод: Переструктурирует (в сокращенной форме), переформулирует, пересказывает (своими словами), приводит примеры, переводит (таблицу в график) Интерпретация: Различает (существенное, несущественное) объясняет (схемы и графики, использование методов), обобщает, суммирует (факты) Экстраполяция: Показывает, фиксирует следствия (из данных фактов) Какой пример соответствует… Какова главная идея… Правильно ли я понимаю, что это означает… Можете ли Вы объяснить... Как можно перефразировать (резюмировать)… 31
Глаголы (Понимание) Связать, изменить, классифицировать, построить, сопоставить, преобразовать, расшифровать, поддержать, описать, провести различение, распознать, обсудить, оценить, объяснить, выразить, подвести итог, обобщить, выявить, проиллюстрировать, указать, сделать вывод, интерпретировать, систематизировать, изложить своими словами, прогнозировать, распознать, описать, переформулировать, сделать критический обзор, выбирать, решать, переводить 32 Группа «Новое электронное образование», 2011 Переформулировать, выразить в иной форме, переструктурировать
Спасибо за работу! Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант руководитель Группы НЭО