- сформировать у школьников первичные умения критически оценивать любую социальную ситуацию и представляющуюся возможность и делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение.
В основе разработки содержания и методики преподавания данного курса лежит система следующих аксиоматических положений: Курс «Мой выбор» базируется на естественном праве человека быть свободным в своих потребностях, желаниях и разнообразных проявлениях. Это понимание свободы лежит в основе разработки всего материала курса. Свободным можно назвать только того человека, который имеет возможность выбирать, как минимум, из двух вариантов действий, поступков, поведения, образа жизни и т.д. Это положение определяет содержание предлагаемых занятий и методику их проведения.
Реальная реализация права выбора возможна только в том случае, когда человек может ознакомиться со всеми имеющимися вариантами, со всеми без исключения, какими бы они ни были. Никто не имеет права скрывать от человека тот или иной вариант на основании каких-либо причин. 4. «Я могу сделать верный выбор, опираясь на детальное знание каждого варианта». Верный, с точки зрения самого человека, выбор возможен только в том случае, когда он может детально изучить каждый вариант со всех сторон, включая как положительные моменты данного выбора, так и его отрицательные, негативные его последствия. Причем, при изложении того или иного варианта нельзя утаивать, прятать от человека негативную информацию. Он должен знать максимально больше, только такое знание - основа для верного выбора.
5. «Я самостоятельно делаю свой выбор». Обладание исчерпывающей информацией позволяет человеку самостоятельно сделать выбор на основе собственных ценностей, который в данной ситуации кажется ему оптимальным, оправданным, верным. Это является неотъемлемым признаком реальной социальной активности человека и гражданина - совершение самостоятельных действий по осуществлению выбора по собственной инициативе. Содержание программы
Принципиальное отличие свободного человека, сделавшего самостоятельный выбор из нескольких возможных альтернатив, состоит в том, что он готов и несет личную ответственность за свой выбор, и в случае наступления негативных или нежелательных последствий ни при каких обстоятельствах не перекладывает эту ответственность на других. Именно эта последовательность определяет построение учебного материала курса и разработку методики его изложения и изучения учащимися.
Основные темы: Родина Малая Родина Семья Взаимоотношения Здоровье Политика Закон СМИ
«Выбор решения на основе имеющихся альтернатив». Имитируя реальный учебный процесс, педагоги «погрузились» в обсуждение следующей жизненной ситуации: «В классе учащиеся разбили стекло, но учитель не знает конкретных виновников и находится перед выбором: наказать весь класс, установить личность виновников или не наказывать никого». Перед участниками дискуссии поэтапно были поставлены следующие вопросы: Как вы поступите в данной ситуации? Какие у вас есть альтернативы, в чем их положительные и отрицательные стороны? Каковы достоинства и издержки вашего выбора? Какой будет мера ответственности за принятое решение?