Сложившиеся в коллективе взаимоотношения. Характер делового сотрудничества. Отношение к значимым явлениям жизни.
Изучением коллектива и его воспитательного потенциала занимались многие профессора, такие как: М. И. Рожков, Л. Н. Лутошкин, Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком и другие.
(подготовлена профессором М. И. Рожковым)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами: 4 – «Да», 3 – «Скорей да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».
Каждый учащийся заполняет бланк со следующими предложениями:
1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися. 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены. 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
14. Учащиеся моего класса постоянно учавствуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы. 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед нами. 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы. 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 19. Мы стремимся помочь другим (младшим) коллективам в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправлении школы, пользуются заслуженным авторитетом. 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов. 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. 24. Осознаю свою ответственность за результаты рабоы всего школьного коллектива.
При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления. По каждому блоку подсчитываем сумму баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать.
Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатом выведения коэффициентов первых трех блоков. Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоком.
Психологический климат складывается за счет «психологической атмосферы» – также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в всвою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой – схемой Л. Н. Лутошкина.
В левой стороне листа такой схемы описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом.
Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибальной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3)
Положительные особенности Отрицательные особенности Преобладает бодрое и жизнирадостное настроение Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание Группировки конфликтуют между собой Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива и т. д.. Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство и т. д..
Используя схему, следует прочесть сначало предложение слева, затем справа и после этого знаком + отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
+3 – свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда; +2 – свойство проявляется в большинстве случаев; +1 – свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
- 1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа); - 2 – свойство проявляется в большинстве случаев; - 3 – свойство проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы.
Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.