Тема 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ Коновалова Лилия Александровна Доцент, к.п.н.
2 Вопросы лекции: 1. Значение ППФП в современном обществе 2. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи 3. Факторы, определяющие ППФП 4. Методика подбора средств ППФП 5. ППФП в системе физического воспитания студентов
3 Литература: Физическая культура студента/под ред. В.И. Ильинича - М.: Гардарики, 2007 Кабачков В.А. ППФП студентов.- М.: Высшая школа,
4 1. Значение ППФП в современном обществе Факторы, определяющие необходимость ППФП человека к труду в современных условиях Негативное воздействие на организм человека технизации труда и быта. Уменьшение доли простого физического труда, с одновременным увеличением ответственности человека за результаты труда. Современное общество отличает мобильность в профессии (смена профессии). Высокий уровень интенсивности и индивидуальной производительности труда в современных условиях. Возрастают требования к «качеству подготовки специалистов», соответствия его критериям работодателя.
5 2. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи ППФП – это составная часть физического воспитания, специально направленная на избирательное использование средств физической культуры и спорта для достижения объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности.
6 2. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи Цель ППФП – достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности
7 2. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи Задачи ППФП: 1. Овладение прикладными знаниями в области физической культуры, необходимыми в профессиональной деятельности. 2. Развитие ведущих для данной профессии психофизических качеств 3. Формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков. 4. Повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда. 5. Воспитание специфических для данной профессии психических качеств 6. Содействие формированию физической культуры личности.
8 3. Факторы, определяющие ППФП 1. ВИДЫ ТРУДА Умственный труд Физический труд
9 3. Факторы, определяющие ППФП 2. УСЛОВИЯ ТРУДА
10 3. Факторы, определяющие ППФП 3. ХАРАКТЕР ТРУДА 4. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА
11 3. Факторы, определяющие ППФП 5. ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНО- СТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА
12 3. Факторы, определяющие ППФП ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ : Индивидуальные (половые, возрастные) Географические Климатические
13 3. Факторы, определяющие ППФП СТРУКТУРА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ Психофизическая подготовленность 1 блок физические качества 2 блок Психофизиологические резервы 3 блок Психические возможности
14 4. Методика подбора средств ППФП Основные средства ППФП – это физические упражнения В основе подбора средств ППФП – принцип адекватности психофизиологического воздействия упражнения, требованиям профессии.
15 4. Методика подбора средств ППФП СРЕДСТВА ППФП ОСНОВНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ВИДЫ СПОРТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ
Методика подбора средств ППФП ВАРИАНТЫ ППФП В первом варианте ОФП решает все задачи ППФП Во втором варианте условно роль ОФП и ППФП примерно равны В третьем варианте ОФП "фундамент", на котором будет осуществляться ППФП.
17 5. ППФП в системе физического воспитания студентов Направления ППФП В ВУЗе Овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта Воспитание отдельных физических и специальных качеств, необходимых для профессии Приобретение прикладных знаний
18 5. ППФП в системе физического воспитания студентов ОРГАНИЗАЦИЯ ППФП в вузе Формы ППФП в учебное время Теоретические занятия Практические занятия Малые формы физической культуры в режиме учебного дня
19 5. ППФП в системе физического воспитания студентов ОРГАНИЗАЦИЯ ППФП в вузе Формы ППФП в свободное время Самодеятельные занятия Массовые оздоровительные и физкультурные мероприятия Спортивные мероприятия
20 Основные понятия Прикладные физические качества – это те качества, которые имеют наибольшее значение для качественного и эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности Прикладные психические качества – те качества личности, которые способствуют эффективному выполнению профессиональных видов работ
21 Основные понятия Под специальными прикладными качествами подразумеваются способности человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
23 1 блок СТРУКТУРЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ Физические качества: Выносливость Сила Быстрота Ловкость Гибкость
24 2 блок СТРУКТУРЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ Психофизиологические резервы, состоящие из: Физиологических функций (зрение, слух) Сенсомоторных реакций Физиологических качеств (устойчивость ССС и нервной системы) Познавательных функций мозга (память – вербальная, зрительная, слуховая, двигательная, объем памяти; внимание – концентрация, переключение и т.д.)
25 3 блок СТРУКТУРЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ Психические возможности, состоящие из интеллектуальных способностей: словесно-логические, вычислительные, быстрота мышления и др.
26 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СПОРТА (по А.Б. Гандельсману и К.М. Смирнову) 1 группа – преимущественное совершенствование координации движений 2 группа – преимущественное достижение высокой скорости в циклических движениях
27 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СПОРТА (по А.Б. Гандельсману и К.М. Смирнову) 3 группа совершенствование силы и быстроты движений 4 группа совершенствование движений в обстановке непосредственной борьбы с соперником
28 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СПОРТА (по А.Б. Гандельсману и К.М. Смирнову) 5 группа совершенствование управления различными средствами передвижения 6 группа совершенствование предельно напряженной центральной нервной деятельности при малых физических нагрузках
29 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СПОРТА (по А.Б. Гандельсману и К.М. Смирнову) 7 группа воспитание способности переключению в многоборье
30 ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ Первая группа - профессии, связанные с умственным трудом Вторая группа - профессии, связанные с легкими однообразными движениями (на конвейере, автоматических линиях)
31 ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ Третья группа - профессии, связанные со всевозможными станками, механическими приспособлениями и инструментами. Четвертая группа - профессии, связанные с тяжелым физическим трудом, с большими энергетическими затратами.
32 КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПВГУС ПВГУС Сигномические специальности (человек-знаковая система) Социометрические специальности (человек-человек) Творческие специальности (человек-образ) Техномические специальности (человек-техника)