Чистый месяц в росе плыл, Белый, стольный град Владимир Звон неведомый, родимый Над землёю рассыпал, Перворожден и силен, Плыл он, ритмом покоряя, Плыл, как будто укоряя, Из Владимирских времен. И внимал, я – внук славян – Чуду с гордостью и грустью, Благосвет летел над Русью, Новый день благословлял. А.Пономарев
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры В Москве до революции 1917г. Насчитывалось примерно 4000 храмов. На их звонницах и колокольнях было по колоколов, иногда и больше; для разных случаев- праздник, будни, беда- использовались разные колокола. Кремль. Колокольня Ивана Великого.
Колокольня Благовещенского собора Колокольня Никольского Морского собораКолокол Лебедь(сделанный в 1550г.) – 220 пудов Колокол Большого Успенского собора(1654)- 8000пудов (131,2м) МЕДВЕДЬ РЕУТ СЫСОЙ КИПСИ ЛЕБЕДЬ БОЛЬШОЙ УСПЕНСКИЙ
ЦАРЬ КОЛОКОЛ 4 августа в Московском Кремле установили Царь Колокол Царь Колокол перед колокольней
М.Мусоргский «Хованщина» «Борис Годунов» М.Глинка «Жизнь за царя» А.Бородино – с «Князем Игорем»
Н.А. Римский- Корсаков – «Сказка о царе Солтане»
«Псковитянка»
Звон Колокольни Троице-Сергиевой Лавры Сергиев монастырь был основан в XIV веке. Лаврой называется с 1744 года, когда стал резиденцией московских митрополитов. Находится в городе Сергиев Посад Московсой области.
По одной из наиболее распространенных гипотез русское слово «колокол» произошло от немецкого Glocke – звонок, колокол. Некоторые ученые полагают, что первоисточник – это русское слово «коло» - круг, окружность. Колокол – это «самозвучащий музыкальный инструмент» Колокол – это «Опрокинутая чаша с малиновым звоном» Колокол – это один из древнейших символов православной Руси, а ныне ещё и примета её возрождения
Металлическая чаша, перевернутая вверх дном, внутри которой по центру дна повешен металлический «язык»; при их взаимном перемещении происходит удар о стенку чаши, и та издает звук. Это- четвертое определение – описание.
Попробуем разобраться, каким образом создается колокольный звон, как мелодия звона связана с размерами, формой колокола. При ударе языком колокола о стенку бронзовой чаши возникает ее упругое движение, которое представляет собой сумму многих собственных колебаний звуковой частоты. У каждого колокола есть основной тон, соответствующий высоте его звучания, и богатый, характер- ный только для него набор добавоч- ных тонов – более низких и более высоких. Именно они и создают разнообразие тембров, по которым различают голоса колоколов с одинаковой высотой основного тона. Стена колеблющегося колокола разделена «меридианами покоя», число которых может быть 4 или 6, или 8,или 10. В те моменты, когда в данном секторе стенка «всучивается», в соседних - она в покое.
Есть и другие виды колебаний колокола. Мысленно превратим колокол в круглую плоскую металлическую пластину. Закрепив ее в центре, насыпем тонкий ровный слой песка и приведем в колебательное движение, проводя по краю пластины смычком. На поверхности пластины образуются песчаные узоры – фигуры Хладни Есть и другие виды колебаний колокола. Мысленно превратим колокол в круглую плоскую металлическую пластину. Закрепив ее в центре, насыпем тонкий ровный слой песка и приведем в колебательное движение, проводя по краю пластины смычком. На поверхности пластины образуются песчаные узоры – фигуры Хладни Причина их образования – собственные колебания пластины: колеблющиеся секторы пластины, вспучиваясь, стряхивают с себя песок, и он собирается вдоль линий покоя. Хладниевые фигуры свидетельствуют о том, что пластина разделена не только меридианами, но и параллелями покоя. Каждому сочетанию меридианов и параллелей покоя соответствует своя частота колебаний: более высоким частотам соответствует более дробная сетка линий покоя.
На протяжении многих веков литейщики колоколов искали решение вопросов, какими должны быть пропорции между размерами и массой, толщиной стенок в разных сечениях, какой быть форме колокола, чтобы получить гармоническое звучание, т.е. такое при котором добавочные тоны (обертоны) гармонично сочетались с основным, создавая единое прекрасное целое.
Было значительно расширено основание и наращена нижняя часть, ей придан вид заостренной массивной «губы». Диаметр нижней части равнялся высоте колокола, а диаметр верхней части – половине диаметра нижней. При такой форме колокол может давать, совмещая, три гармонических тона, но при этом сила трезвучия поглощает добавочные тона В XVIII в удалось найти такую форму колокола, при которой он звучал особенно гармонично.
«Язык» изготавливают из железа. Масса его обычно составляет 1/25 от массы колокола. Форма может быть различной: она зависит от способа возбуждения звука – раскачивают ли «язык» или раскачивают колокол
Устройство колокола таково, что его звучание – это дуэт металла и столба воздуха в нем, который приходит в колебательное движение с частотой, равной частоте колебаний стенок совершая вынужденные колебания. Благодаря резонансу возрастает амплитуда и энергия звуковой волны и, как следствие, - грамотность звука. В звуковом спектре колокола присутствуют неслышимые звуки – ультразвук и инфразвук Наше ухо не воспринимает их, но человек – биологическая система, и поэтому отзывается на их воздействие. Когда бьют колокола, возникает ощущение торжественности, неразрывной связи со своей родиной, со своим народом, его историей и традициями
Колокол русский народный Колокол храма святой, Чуден голос свободный, Люб отголосок мне твой. Чистые, чудные звуки Любо душою ловить, Или тревожные муки В сердце больном хоронить.
«Дома», где живут колокола и рождаются звуки
Колокольня Ивана Великого
1.Шахта 2.Слухи 3.Отверстия для звука 4.Толща стен барабанов
Звонница Ростовской Соборной Церкви
Озеро Неро
Для отливки колоколов применяется сплав из меди и олова, который называют колокольная бронза. Колокольная бронза содержит около 20% олова и 80% меди. Этот сплав слабо рассеивает механическую энергию за период колебания: у бронзы доля рассеивания – 0,005, меди – 0,03, латуни – 0,015, стали – 0,035. Другие характеристики бронзы: плотность 8800 кг/м 3 ; модуль Юнга 1, Н/м 2 ; температура плавления 880 о С; твердость по Бринеллю 7, Н/м 2 Медь и олово в сплаве делаются твердыми В сплаве присутствуют вредные примеси: - свинца – 2 %; - цинка – 1,2 %; -Железа – 1,2 %. Наличие свинца снижает звонкость и твердость. Избыток олова придает колоколу звонкость, но делает бронзу хрупкой
Колокола работают как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, тем самым и разрушая болезнетворную среду. Звуки колокола возбуждают микролептоны – сверхлегкие частицы, окружающие любой организм. Возникающие при этом микроэлектронные поля удаляют вредные для здоровья изотопы, оказывая на организм человека терапевтическое действие. Колокола и звоны являются большой ценностью культурного наследия русского народа. Изучение их многочисленных и разнообразных функций в русской культуре позволит нам более глубоко понять корни национальной самобытности.
Для нас, сегодняшних россиян, в российском колоколе и его звонах воедино слиты и история, и наука, и любовь к Родине, и знания мастеров колокольного дела, и песни, и душа народа. Малиновый звон на заре Скажи моей милой земле, Что я в нее с детства влюблен, Как в этот малиновый звон. А.Поперечный
Покровский собор Храм Христа Спасителя Храм Преображения Господне в Туле Преображенский Храм в селе Спас-Загорье Георгиевский собор в селе Старая Ладога Рождественский собор в Суздальском кремле Иоанно-Предтеченский храм в Чите Церковь Успения Богородицы Преображенский собор в Суздале Спасо-Преображенский собор в Губкино Успенский собор во Владимире Церковь Успения Пресвятой Богородицы Церковь Дмитрия Солунского Никольский собор Храм Покрова на Нерли Церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи