Основные этапы становления информационного общества
Первые упоминания понятия информационного общества относятся к 60 гг. 20 в. (США, Япония). Понятие "информационного общества" – правопреемник понятия "постиндустриального общества", его детализация. Синонимы: "интеллектуальное общество", "общество знания", "образованное общество". Информационное общество как информационная (знаниевая) ступень развития материальной и духовной культуры постиндустриальной цивилизации – это цивилизационная формация. Основные этапы становления информационного общества
Признаками информационного общества в настоящее время считают: культ знаний; информационная экономика; информационная культура; информационный рынок труда; информационная инфраструктура; информатизация социальных технологий; информационное законодательство. Основные этапы становления информационного общества
Признаки информационного общества Культ знаний означает, что в общественной морали устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия. Культ знаний – это социально- психологическая установка, влияющая на все остальные подобные установки граждан информационного общества.
Признаки информационного общества Информационная экономика должна быть ориентирована на высокие технологии (Hi-Tech) – микро-, наноэлектронику, глобальные коммуникации, накопление и распространение данных и знаний, экономию времени, энергии и других общественных ресурсов, разработку и внедрение интеллектуальных продуктов. Информационная экономика страны должна вписываться в глобальный информационно- экономический процесс.
Признаки информационного общества Информационная культура – часть общей культуры социума, организующая социальную жизнь через информационную сферу. Внешняя информационная культура есть культура коммуникации и управления (данных и команд). Внешняя информационная культура общества и личности безотрывно связана с их внутренней информационной культурой, под которой понимается культура познания (знания).
Признаки информационного общества Информационный рынок труда должен охватывать более половины трудоспособного населения. Это значит, что более 50% трудовых ресурсов общества должно работать в информационной сфере (компьютерные технологии; телекоммуникации; информационные услуги, включая библиотеки и сферу искусства; СМИ и рекламное дело; безлюдные производства под управлением АСУ и роботов; микропроцессорные и нанотехнические системы и устройства; наука и образование и т.п.).
Признаки информационного общества Информационная инфраструктура включает аппаратно-программные средства поддержки информационной сферы деятельности общества. Информационное законодательство есть совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.
Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. Информационные революции
Революция Время Средства и методы Техника Информатика Средства и методы Общество I До нашей эры Изобретение письменности (счет). Возможность фиксировать знания на материальном носителе. Появление средств и методов накопления знаний. Передача знаний новым поколениям От первобытнооб щинного до средневеково го II XVI век Изобретение книгопечатания (первопечатники Гуттенберг и Иван Федоров). Тиражирование информации. Новый способ хранения информации: более качественный, быстрый, массовый. Доступность культурных ценностей привела к возможности самообразования От средневеково го до аграрного. Информационные революции
Революция Время Средства и методы Техника Информатика Средства и методы Общество III XIX век Изобретение электричества, радио, телеграфа. Оперативность передачи, увеличение объемов информации. Создание средств коммуникации: радио, телеграф, телефон. Повышение степени распространяемости информации. Увеличение скорости передачи информации. Переход к индустриальн ому обществу. IV 70-е годы XX века Изобретение микропроцессорной вычислительной техники, переход от механических и электрических к электронным техническим устройствам Обработка и передача информации с помощью ПЭВМ (ПК), компьютерных сетей, суперкомпьютера в электронной форме. Стремительное увеличение объемов информации. Увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации. Переход к информацион ному обществу.
Революция Время Средства и методы Техника Информатика Средства и методы Общество V Настоящее время Интеграция в едином информационном пространстве по всему миру программно- технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры. Появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации в сетях. Трансграничные глобальные информационно-телекомму- никационные сети, охватывающие все страны и континенты, проникающие в каждый дом и воздействую- щие одновременно и на каждого человека в отдель- ности, и на огромные массы людей, в т.ч. т юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. (Интернет). Неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации,, Появляются новые виды деятельности в сетях. Информа ционное
Развитие вычислительной техники Поко - ление ГодыЭлементная базаБыстродействие Программное обеспечение Применение Электронные лампы тыс. оп./ сМашинные языкиРасчетные задачи Полупроводники 100 тыс. – 1 млн. оп./ с Алгоритмические языки, диспетчерские системы, пакетный режим, операционные системы Инженерные, научные, экономические задачи Интегральные микросхемы Несколько млн. оп./ с Операционные системы, системы программирования, режим разделения времени АСУ, САПР, научно - технические задачи – по настоя - щее время БИС, микропроцессоры Десятки млн. – десятки трлн оп./ с Базы и банки данных, ПО для мультипроцессорны х систем Управление, коммуникации, АРМ, обработка текстов, звука, графика
Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Информационное общество
Основные особенности и характеристики информационного общества: 1.наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно- телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний; 2.массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). 3.подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;
Основные особенности и характеристики информационного общества: 4.новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.); 5.возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию; 6.практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, "чаты" по интересам в Интернет);
Основные особенности и характеристики информационного общества: 7.трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации - мультимедиа; 8.отсутствие географических и геополитических границ государств - участников ТИТС, "столкновение" и "ломка" национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.
Правовые нормы информационной деятельности человека
Правовые нормы информационной деятельности человека 1.Защита информации. 2.Меры обеспечения информационной безопасности. 3.Право в Интернете.
Некоторые виды компьютерных преступлений ( угроз ): 1.Несанкционированный ( неправомерный ) доступ к информации. 2.Нарушение работоспособности компьютерной системы. 3.Подделка ( искажение или изменение ), то есть нарушение целостности компьютерной информации. 4.Копирование информации с целью присвоения интеллектуальной собственности и другие. Защита информации
Защищенная система – ИС, обеспечивающая безопасность обрабатываемой информации и поддерживающая свою работоспособность в условиях воздействия на неё множества угроз. Средства нападения : компьютерные вирусы, автоматизированные средства взлома, хакерские атаки и другие. Стандарты информационной безопасности : 1.Россия – документы Гостехкомиссии. 2.США – « Оранжевая книга ». 3. « Единые критерии безопасности информационных технологий » – США, Канада, Европа. Меры обеспечения информационной безопасности
Авторское право К защите информации относится осуществление авторских и имущественных прав на интеллектуальную собственность ( программное обеспечение в т. ч.) В 1996 году в Уголовный кодекс был внесен раздел « Преступления в сфере компьютерной информации ».
Имеющиеся нормативные правовые акты по отношению к Интернету : 1.Ни в одной стране мира нет всеобъемлющего законодательства по Интернету. Существующие нормативные ( подзаконные ) акты регулируют частные аспекты функционирования сети. 2.Нормы, которые можно применить к правовым отношениям в Интернете, « разбросаны » по законодательным актам иных отраслей права ( Содержатся в нормах, относящихся к интеллектуальной и промышленной собственности. Право в Интернете
Имеющиеся нормативные правовые акты по отношению к Интернету : 3.Практически отсутствует регулирование правовых отношений в Интернете на международном ( межгосударственном ) уровне. Основная проблема заключается в том, что Интернет не имеет территориальных границ своего распространения. Право в Интернете
Этические нормы информационной деятельности человека
Этические нормы информационной деятельности человека 1.Сетевой этикет. 2.Этикет для электронной почты. 3.Этикет для общения в чате, форуме, телеконференции.
Понятие « сетевой этикет » появилось с появлением первой сетевой услуги – электронной почты. Важно соблюдать правила сетевого этикета для того, чтобы не попасть в неприятное положение или не нарушить правовые нормы, для того, чтобы не доставить неприятности партнерам по общению в Интернете. Сетевой этикет
Хорошим тоном считается указание темы письма. Принято при ответе на письма указывать в поле темы Re: исходная тема, или настроить почтовую программу так, чтобы эта пометка автоматически появлялась. При цитировании выделяйте фразу знаками и отделяйте от ваших слов строкой. Выделенный БОЛЬШИМИ БУКВАМИ текст считается несдержанным выражением, криком, давлением на собеседника. Этикет для электронной почты
Принято подписывать официальные письма, сообщая о себе должность, ФИО, уведомлять о полномочиях, представительстве. Вежливо писать грамотно. Отправляя вложенные файлы, потрудитесь узнать сможет ли абонент получить их. Можно использовать в личной переписке смайлики : :-) :) - улыбка, :-( :( - огорчение, ;-) - ирония, также используются другие смайлики. Этикет для электронной почты
Правила хорошего тона предполагают знакомство – регистрацию. Выбирайте псевдоним ( ник ) не шокирующий чувства других собеседников. Обращаясь конкретно к кому - либо, пишите в начале строки ник. Текст БОЛЬШИМИ БУКВАМИ также чаще всего не приемлем. Не забывайте поздороваться и попрощаться. Не употребляйте грубых слов и выражений в тексте. Этикет для общения в чате, форуме, телеконференции