Презентацию подготовили: обучающиеся 6-Б класса МОУ ООШ 21 Калачева Ксения Ратаевская Василина Классный руководитель: Плаксина Т. И.
Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. это не только побои, нанесение ран и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого- либо органа потеря или ухудшение функции какого- либо органа развитие различных заболеваний развитие различных заболеваний нарушение физического или психического развития. нарушение физического или психического развития.
ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. Научными исследованиями установлено, что:
в 2010 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций); в 2010 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций); около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью. около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.
Кто обижает детей? По данным статистики, 81% обидчиков моложе 40 лет. По данным статистики, 81% обидчиков моложе 40 лет. В целом примерно 61% составляют женщины, однако пол обидчиков различается в зависимости от вида причиняемого насилия. Отсутствие заботы часто приписывается женщинам, а нанесение травм и увечий - мужчинам.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми: Физическое насилие – удары, пинки, толчки. Физическое насилие – удары, пинки, толчки. Словесные оскорбления – крики, угрозы, оскорбительные фразы. Словесные оскорбления – крики, угрозы, оскорбительные фразы. Психическое (эмоциональное) насилие - контролирование, запугивание или унижение. Психическое (эмоциональное) насилие - контролирование, запугивание или унижение. Пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла. Пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Виды насилия над детьми в семье физическое насилие; физическое насилие; пренебрежение; пренебрежение; сексуальное насилие; сексуальное насилие; психологическое жестокое обращение. психологическое жестокое обращение.
Физическое насилие Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
удары по лицу; удары по лицу; тряски, толчки; тряски, толчки; затрещины, затрещины, удушения, удушения, пинки; пинки; заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; избиение ремнем, веревками; избиение ремнем, веревками; нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом. нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом. Физическое насилие проявляется как:
Психологическое насилие Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психической форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребёнкаоткрытое неприятие и постоянная критика ребёнка угрозы в адрес ребёнка в словесной формеугрозы в адрес ребёнка в словесной форме замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнказамечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнкапреднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка ложь и невыполнение взрослыми своих обещанийложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию: Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию: задержка психического развития; задержка психического развития; невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; низкая самооценка; низкая самооценка; эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; избыточная потребность во внимании; избыточная потребность во внимании; депрессия, попытки суицида; депрессия, попытки суицида; неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение; ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение; нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.). нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
Пренебрежение Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся: отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая
Группы риска детей по эмоциональному насилию дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа; дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа; дети раннего возраста; дети раннего возраста; дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями; дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями; дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений; дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений; дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни; дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни; дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией; дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией; дети, в семье которых много социально- экономических и психологических проблем. дети, в семье которых много социально- экономических и психологических проблем.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др. сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
Защита детей государством Конвенция о правах ребенка; Конвенция о правах ребенка; Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«; Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«; З акон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«; З акон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«; Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними. Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: за совершение физического насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст )
защита от незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16) защита от незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16) обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24) обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24) признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27) признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27) защита ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37) защита ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37) меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39) меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39) Конвенция ООН о правах ребёнка Конвенция ООН о правах ребёнка
Семейный кодекс РФ право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54) право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54) право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56) право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56) лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69) лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69) немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77) немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
Четыре заповеди мудрого родителя.
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие! Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Это самая неэффективная из всех попыток устыдить ребенка.На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!» Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Это самая неэффективная из всех попыток устыдить ребенка.На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут ребенка призывать к стыду вполне уместно. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут ребенка призывать к стыду вполне уместно.
Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах.