ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (макет)
стандарт общего образования (2004 года): декларации. Государственный стандарт общего образования (2004) – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный стандарт общего образования (2004) – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный стандарт общего образования Государственный стандарт общего образования Структура федерального базисного учебного плана (далее – БУП) определяется государственным стандартом общего образования. Структура федерального базисного учебного плана (далее – БУП) определяется государственным стандартом общего образования.
Стандарт 2004: учебные планы школ России разрабатываются самими образовательными учреждениями на основе федерального базисного плана. Схема 4. Нормативная функция Федерального БУП
стандарт общего образования (2004 года): реальность. формирование у учащихся ЗУНов в их традиционном понимании: освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений, формирование у учащихся ЗУНов в их традиционном понимании: освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений, упрочение классно-урочной системы, упрочение классно-урочной системы, консервация существующего методического арсенала консервация существующего методического арсенала консервация существующего способа управления образовательными институтами консервация существующего способа управления образовательными институтами
Как норма становится нормой: невидимый фронт : Трансляция старой модели образования: КИМы КИМы Система (формы, содержание, методы) повышения квалификации Система (формы, содержание, методы) повышения квалификации
Внутреннее свидетельство кризиса Вузы считают ЕГЭ не достаточно валидным инструментом Вузы считают ЕГЭ не достаточно валидным инструментом И при этом Результаты ЕГЭ: до 23% двоек по математике. Результаты ЕГЭ: до 23% двоек по математике.
Внешнее свидетельство кризиса: PISA Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование PISA проводится трехлетними циклами Исследование PISA проводится трехлетними циклами
Россия на фоне мира: centeroko. ru. В исследовании PISA в 2006 году приняли участие около 400 тысяч учащихся из 57 стран мира, представляющих общую совокупность почти в 20 миллионов учащихся 15-летнего возраста этих стран. 30 стран-участниц программы – члены ОЭСР. В исследовании PISA в 2006 году приняли участие около 400 тысяч учащихся из 57 стран мира, представляющих общую совокупность почти в 20 миллионов учащихся 15-летнего возраста этих стран. 30 стран-участниц программы – члены ОЭСР. По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет: по естественнонаучной грамотности; по естественнонаучной грамотности; по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран); по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран); по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и в 2000 году из 32 стран) по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и в 2000 году из 32 стран).
Спорт высоких достижений Самых высоких уровней естественнонаучной и математической грамотности, а также грамотности чтения достигает небольшой процент российских учащихся: Самых высоких уровней естественнонаучной и математической грамотности, а также грамотности чтения достигает небольшой процент российских учащихся: 0,5% 6-й уровень по естественнонаучной грамотности; 0,5% 6-й уровень по естественнонаучной грамотности; 1,7% 6-й уровень по математической грамотности (1,6% в 2003 году); 1,7% 6-й уровень по математической грамотности (1,6% в 2003 году); 1,7% 5-й уровень по грамотности чтения (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году). 1,7% 5-й уровень по грамотности чтения (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году). Для сравнения в лидирующих странах, например, в Финляндии: 3,9% по естественнонаучной грамотности; 3,9% по естественнонаучной грамотности; 6,3% по математической грамотности (6,7% в2003 году); 6,3% по математической грамотности (6,7% в2003 году); 16,7% по грамотности чтения (15% в 2003 году и 18,5% в 2000 году). 16,7% по грамотности чтения (15% в 2003 году и 18,5% в 2000 году).
Новые ? цели образования «Non scholae vitae discimus - «Не для школы, для жизни учимся».
Как сделать школу жизнью? «Натуральный» путь: внесение «новых» предметов в УП Культурный путь: развитие способности к решению задач = действию в нестандартных ситуациях В предметных областях В предметных областях В построении своей жизни В построении своей жизни В общении со сверстниками и взрослыми В общении со сверстниками и взрослыми
Общее образование = индивидуальное Льюис Кэррол: «Ну, а здесь приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте!»
Проблемная ситуация: Как совместить вариативность и единство образовательного пространства? Как совместить вариативность и единство образовательного пространства?
ФГОСы Ответ 2004: регламентация содержания, объема и формата образования Ответ 2008: Свобода создания ОП школы и образовательной траектории ребенка Свобода создания ОП школы и образовательной траектории ребенка единство требований к структуре ОП, результатам и условиям единство требований к структуре ОП, результатам и условиям Обеспечение ресурсами Обеспечение ресурсами
Стандарт задает границы возможного, а не перечень необходимого. Суть нового стандарта - помочь учреждению создать условия и возможности для самостоятельных действий ученика и педагога, а не в том, чтобы лишить их этой возможности, предопределив и навязав детали функционирования
Цели нового макета стандарта формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете; формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете; инициация внеучебных достижений и их институциональное закрепление; инициация внеучебных достижений и их институциональное закрепление; инициация обогащения педагогического и управленческого арсенала; инициация обогащения педагогического и управленческого арсенала; создание условий институциональной гибкости и пластичности образования; создание условий институциональной гибкости и пластичности образования; институциональное закрепление наработок КПМО и инновационного движения как определенных норм институциональное закрепление наработок КПМО и инновационного движения как определенных норм
Структура ФГОС - «Три Т» Область применения (для кого создается стандарт, кто его пользователь?); Область применения (для кого создается стандарт, кто его пользователь?); Термины и понятия, используемые в стандарте (необходимо договориться о рабочих определениях ведущих понятий и терминов для общего понимания текста стандарта); Термины и понятия, используемые в стандарте (необходимо договориться о рабочих определениях ведущих понятий и терминов для общего понимания текста стандарта); Требования к структуре образовательной программы (нормативные сроки, трудоемкость, соотношение отдельных ее элементов, цели ступеней образования, характеристики возрастов, видов деятельности, задачи учащихся и педагогов, образовательный план, состав и характеристика образовательных областей, вид образовательной программы) Требования к структуре образовательной программы (нормативные сроки, трудоемкость, соотношение отдельных ее элементов, цели ступеней образования, характеристики возрастов, видов деятельности, задачи учащихся и педагогов, образовательный план, состав и характеристика образовательных областей, вид образовательной программы) Требования к результатам освоения образовательных программ (предметные знания, ключевые компетентности, социальный опыт) Требования к результатам освоения образовательных программ (предметные знания, ключевые компетентности, социальный опыт) Требования к условиям реализации образовательных программ (фундаментальные ядра учебных предметов, образовательный процесс, информатизация, материально-техническое обеспечение, кадровое и финансовое) Требования к условиям реализации образовательных программ (фундаментальные ядра учебных предметов, образовательный процесс, информатизация, материально-техническое обеспечение, кадровое и финансовое) Оценка качества освоения образовательных программ (измерители, формы, способы оценивания) Оценка качества освоения образовательных программ (измерители, формы, способы оценивания) Перечень документов, материалов и рекомендаций (набор необходимых документов, помогающие реализовать стандарт) Перечень документов, материалов и рекомендаций (набор необходимых документов, помогающие реализовать стандарт)
Свобода: Образовательная программа образовательного учреждения как общественный договор 1) образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; 1) образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; 2) основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); 2) основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); 3)программа развития учреждения 3)программа развития учреждения
Основная образовательная программа ступени Образовательная программа ступени должна, опираясь на возрастные возможности школьников, содержать: перечень основных видов деятельности, занятий обучающихся на разных ступенях образования; перечень основных видов деятельности, занятий обучающихся на разных ступенях образования; перечень основных задач, решаемых субъектами образовательного процесса; перечень основных задач, решаемых субъектами образовательного процесса; базисный образовательный план как механизм реализации основных задач, решаемых всеми участниками ОП базисный образовательный план как механизм реализации основных задач, решаемых всеми участниками ОП
Структура ООП ступени образования Цель ступени Цель ступени Характеристика возраста Характеристика возраста Описание видов деятельности школьников Описание видов деятельности школьников Задачи, решаемые учащимися, в ходе освоения ОП Задачи, решаемые учащимися, в ходе освоения ОП Задачи, решаемые педагогическим коллективом Задачи, решаемые педагогическим коллективом Образовательный (учебный) план ступени Образовательный (учебный) план ступени Комплект рабочих учебно-предметных программ, модулей, курсов образовательных областей учебного плана Комплект рабочих учебно-предметных программ, модулей, курсов образовательных областей учебного плана Образовательные программы доп.образования; Образовательные программы доп.образования; Описание планируемых результатов реализации ОП Описание планируемых результатов реализации ОП
Индивидуальная образовательная траектория (старшая школа) Обеспечение: Выбор курсов (=нелинейное расписание) Выбор курсов (=нелинейное расписание) Выбор способа действия и способа предъявления результата Выбор способа действия и способа предъявления результата Работа с тьютором Работа с тьютором
Ресурсы: БУ(О)П ТРЕБОВАНИЯ к БУ(О)П указать перечень обязательных образовательных областей с их возможным наполнением и минимальным обязательным количеством часов на каждую область каждой ступени образования; указать перечень обязательных образовательных областей с их возможным наполнением и минимальным обязательным количеством часов на каждую область каждой ступени образования; установить предельно допустимую учебную нагрузку детей в день, включая всю домашнюю и самостоятельную работу школьников, исходя из трудозатрат разных видов деятельности; установить предельно допустимую учебную нагрузку детей в день, включая всю домашнюю и самостоятельную работу школьников, исходя из трудозатрат разных видов деятельности; сделать соотношение между разными видами деятельности в следующем отношении: 80-60% аудиторные часы; 30-20% - внеаудиторные часы и 10% общеполезная деятельность и приобретение социального опыта. сделать соотношение между разными видами деятельности в следующем отношении: 80-60% аудиторные часы; 30-20% - внеаудиторные часы и 10% общеполезная деятельность и приобретение социального опыта.
Базисный учебный план – механизм реализации ООП: требования (пример) Образовательн ые области 1 ступень 1-4 классы Соотношение Соотношение учебной внеучебной Де Соотношение аудиторной / самост. работа Филология: федеральный компонент: региональный и школьный компонент: / / / / / / / / / / /24 216/24 Математика Естествознани е Искусство Искусство
Показатели реализации ОП Ступени Кол-во часов/неде лю Соотноше ние ФК/ШК Соотноше ние УД/ВНУД Соотношен ие ауд/сам.рабо та НачальнаяШкола (4 года/5лет) 104(98)**80/2080/2090/10 Основная школа (5 /4 года) 174(164)70/3065/3575/25 Старшая школа (2 года) 96 (90) 60/4060/4060/40
Другие ресурсы: примерные основные образовательные программы всех ступеней школьного образования; примерные основные образовательные программы всех ступеней школьного образования; примерные учебные предметные программы, курсы, модули и т.п. примерные учебные предметные программы, курсы, модули и т.п. санитарно-гигиенические требования к образовательному учреждению и образовательному процессу; санитарно-гигиенические требования к образовательному учреждению и образовательному процессу; примерные положения о промежуточной и итоговой аттестации школьников; примерные положения о промежуточной и итоговой аттестации школьников; примерные положения об аттестации педагогов, руководителей ОУ, лицензировании и аккредитации образовательного учреждения; примерные положения об аттестации педагогов, руководителей ОУ, лицензировании и аккредитации образовательного учреждения; примерное положение о стимулирующей части фонда оплаты труда; примерное положение о стимулирующей части фонда оплаты труда; перечень учебно-методического, материально-технического оснащения образовательного процесса. перечень учебно-методического, материально-технического оснащения образовательного процесса.
Единство требований Задачи возраста и виды деятельности на каждой возрастной ступени Задачи возраста и виды деятельности на каждой возрастной ступени
Виды деятельности младшего школьника: Совместно-распределенная учебная деятельность в коллективных формах (коллективная дискуссия, групповая работа) Совместно-распределенная учебная деятельность в коллективных формах (коллективная дискуссия, групповая работа) Игровая деятельность ( высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилами) Игровая деятельность ( высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилами) Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность ( самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Трудовая деятельность ( самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность ( освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). Спортивная деятельность ( освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Виды деятельности подростков: Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно- ориентированных формах ( включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания; возможность проявить свою индивидуальность; выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно- ориентированных формах ( включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания; возможность проявить свою индивидуальность; выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.). Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта. Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения. Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей). Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей). Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание. Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание. Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение. Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
Единство требований Фундаментальные ядра предметов. Пример: Предметное содержание действия (фундаментальные Ядра) : Вычисления Способы действия: Алгоритмы выполнения действий; Алгоритмы выполнения действий; оценка результата; оценка результата; прикидка; прикидка; элементы рационального вычисления элементы рационального вычисления Понятийные средства: Позиционный принцип записи чисел; Позиционный принцип записи чисел; свойства арифметических действий; свойства арифметических действий; четность-нечетность четность-нечетность
Единство требований
Требования к результатам освоения ОП: предметные результаты в каждой образовательной области как набора определенных культурных средств и способов, позволяющие выпускнику решать как учебные, так и внеучебные задачи, которые могут быть проверены с помощью измерительных процедур; предметные результаты в каждой образовательной области как набора определенных культурных средств и способов, позволяющие выпускнику решать как учебные, так и внеучебные задачи, которые могут быть проверены с помощью измерительных процедур; образовательные «компетентностные» результаты, выходящие за рамки конкретного предмета (образовательной области), которые также могут быть проверены с помощью объективных измерительных процедур или экспертных оценок; образовательные «компетентностные» результаты, выходящие за рамки конкретного предмета (образовательной области), которые также могут быть проверены с помощью объективных измерительных процедур или экспертных оценок; образовательные результаты, определяемые накопительной системой оценки учебных и внеучебных достижений, например, с помощью «портфолио» (в таких образовательных областях, как «Искусство», «Технологии» и «Здоровье»). образовательные результаты, определяемые накопительной системой оценки учебных и внеучебных достижений, например, с помощью «портфолио» (в таких образовательных областях, как «Искусство», «Технологии» и «Здоровье»). Особое место в результатах освоения основных образовательных программ должны занять внеучебные достижения школьников и их институализация наравне с учебными достижениями.
Ключевые компетентности: Самоопределения Самоопределения Коммуникативная Коммуникативная Работа со знаковыми средствами Работа со знаковыми средствами
Пример: базовые требования к результатам освоения ООП основного общего образования инициативная проба самостоятельного продвижения в разделах определенной образовательной области (образовательный интерес и образовательная амбиция); инициативная проба самостоятельного продвижения в разделах определенной образовательной области (образовательный интерес и образовательная амбиция); произвольное соотнесение выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.); произвольное соотнесение выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.); произвольный переход от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение графика и формулы); произвольный переход от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение графика и формулы); освоение и понимание связи понятий, описывающих раздел образовательной области или учебного предмета; освоение и понимание связи понятий, описывающих раздел образовательной области или учебного предмета; самостоятельное владение различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, доклад, эссе и т.п.) и их инициативное опробование; самостоятельное владение различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, доклад, эссе и т.п.) и их инициативное опробование; адекватная оценка собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках (четверть, полугодие, год). адекватная оценка собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках (четверть, полугодие, год).
Единство требований Процедуры аттестации (пока не заданы в макете стандарта) Процедуры аттестации (пока не заданы в макете стандарта)
Предварительные итоги КПМО Возможность начала проекта? Может ли макет ФГОС стать инструментом обновления образования?
Станет ли новый макет ориентировочной основой действия в образовании? Старое методическое обеспечение Старое методическое обеспечение Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение Разрыв между общественной потребностью и общественным запросом образованию Разрыв между общественной потребностью и общественным запросом образованию Отсутствие новых КИМов и экспертных процедур Отсутствие новых КИМов и экспертных процедур
Что дальше? 1.Разработать необходимые приложения к ФГОС. 2.Придать определенный статус данному документу. 3.Разработать механизм поэтапного введения ФГОС. 4.Незамедлительно (после принятия ФГОС) начать работу в педагогических ВУЗах, в ИПК и других ОУ с педагогами, управленцами по подготовке их к введению ФГОС 5.Необходима разработка пакета нормативно- правовых актов на уровне ОУ