Образовательные стандарты нового поколения ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ © Патрина Е.А., 2009 г.
Современные подходы к образованию «Образование через всю жизнь» - лозунг, провозглашенный в Болонской декларации миссия учителя: научить добывать знания ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ: творческая деятельность обучаемых; интенсивный характер ОП; нацеленность на непрерывное образование; оценивание результата образования качественными показателями
Новые стандарты: система требований к ожидаемым достижениям учащихся ориентация на результат образования формирование компетентностей Отличие новых стандартов от действующих Действующие стандарты: описание учебного материала по предметам и темам ориентация на процесс обучения простое представление информации ученику Сейчас главная роль отводится разносторонней информации, а не приобретению навыков и развитию прикладных умений и мышления (как в большинстве развитых стран) Теоретические знания станут не целью, а средством
Компетентностный подход в образовании КОМПЕТЕНТНОСТЬ интегральный показатель качества образования Определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Задача образования – научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.
Компетентностный подход в образовании Компетентностный подход: не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе отказ от знаний «на всякий случай» (сведений); не информированность ученика, а умение решать проблемы Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция – сфера отношений, существующих между знанием и действием в практике.
Компетентностный подход в образовании ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; Иерархия компетенций: общепредметные - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные – частные по отношению к двум предыдущим уровням, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов на каждой ступени обучения
Компетентностный подход в образовании Ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловые общекультурные учебно-познавательные информационные коммуникативные социально-трудовые личностного самосовершенствования
Структура новых стандартов Требования к результатам освоения основных образовательных программ результаты образования – формирование качеств личности: личностное развитие; социальное развитие; общекультурное развитие; интеллектуальное развитие; коммуникативное развитие. Требования к структуре основных образовательных программ … Требования к условиям реализации основных образовательных программ кадровое обеспечение; финансово-экономическое обеспечение; материально-техническое обеспечение; информационное обеспечение.
Структура основной образовательной программы пояснительная записка; цели образования на каждой ступени; базисный учебный план; фундаментальное ядро содержания общего образования; примерные программы по отдельным учебным предметам; программа формирования универсальных учебных действий; система оценки учебных достижений обучающихся; программа воспитания и социализации учащихся, включающая программу внеучебной деятельности, программу по работе с семьей и общественностью.
Базисный учебный план федеральный региональный школьный инвариантная вариативная Начальная школа – 65%:35%; основная школа – 65%:35%; средняя школа – 35%:65%;.
Базисный план по новым стандартам