(действующая модель)
Традиционная Централизованная Дифференцированная Рыночная Саморазвивающаяся, деятельностная Традиционная Централизованная Дифференцированная Рыночная Саморазвивающаяся, деятельностная
Принципы построенияСильные стороныСлабые стороны Универсальность работы учреждений Стихийность формирования контингента Ориентация на обучение контингента с несформированными потребностями и возможностями финансирования Обеспечение массовой подготовки по отдельным направлениям Обусловленность содержания и качества подготовки кадров частными интересами учреждений системы ПКиПП и их кадровым составом Приоритетная ориентация системы на учительские кадры Достаточно высокая степень институализации и в связи с этим стабильности существования самой системы Слабая ориентация на реально существующие потребности системы образования Недостаточная ориентация на реализацию федеральной политики в области развития образования. Отсутствие подготовки кадров для самой системы ПК и ПП Отсутствие качественного ПК управленческих кадров Слабая востребованность результатов ПК и ПП системой образования Получение случайных слабо контролируемых конечных результатов Невозможность обеспечения системных эффектов в развитии образования Зависимость объемных показателей работы системы от экономической ситуации в образовании Постоянная проблема выживаемости учреждений системы ПК и ПП Переход учреждений системы к выполнению несвойственных им функций в ущерб основной образовательной деятельности
Принципы построенияУсловия созданияСильные стороныСлабые стороны Универсальность работы учреждений образования системы Приоритетная ориентация на госзаказ. Принцип следования госзаказу. Соответствие федерально- региональным потребностям развития образовательных систем и учреждений образования Централизованное управление и координация системы сверху Использование каскадной тьюторской модели подготовки кадров Введение окружного уровня для повышения управляемости системы Гарантированная поддержка государственным финансированием Наличие непрерывно развивающихся стандартов как механизма обеспечения контроля качества ПК и ПП кадров. Необходимость большого количества качественно подготовленных тьюторов для всех уровней и направлений работы системы Массовость ПК и ПП кадров Единое образовательное пространство, обеспечивающее быстрые гарантированные результаты ПК и ПП Решение проблемы кадрового обеспечения реализации федерально- региональных программ развития Контролируемость конечных результатов Наличие системных эффектов в развитии системы образования РФ Недостаточная гибкость для ситуации непрерывных изменений и нестабильности Большой объем работ по согласованию и координации звеньев системы Отсутствие возможностей для обеспечения гарантированного о финансирования Потеря качества на нижних уровнях многоступенчатой системы. Недостаточное использование потенциала самой системы в целом и ее нижних уровней Высокая степень вероятности бюрократизации системы в ущерб развитию и использованию потенциала науки Высокая степень вероятности стагнации и формализма в работе системы
Принципы построенияУсловия созданияСильные стороныСлабые стороны Дифференциация категорий обучающихся между учреждениями ПК и ПП и уровнями системы образования Преимущественная ориентация на подготовку узких специалистов Использование каскадной тьюторской модели подготовки кадров Переориентация работы всех учреждений образования существующей системы ПК и ПП, а также высшего педагогического образования Необходимость создания новых образовательных учреждений, ориентированных на подготовку специалистов определенных категорий Возможное включение в систему ПК и ПП учреждений высшего образования. Переподготовка кадров для самой системы, значительная ротация кадров Необходимость выстраивания кредитно-модульной системы образования, как механизма интеграции различных содержательных направлений подготовки: педагогической, управленческой, правовой, экономической и др. Необходимость введения централизованного управления всей системой Внедрение согласованных стандартов по разным содержательным направлениям подготовки специалистов в целях ее координации Поднятие качества подготовки узких специалистов за счет узкой специализации учреждений системы ПК и ПП Высокая степень специализации ПК и ПП, вступающая в противоречие с требуемой квалификацией работников отрасли Недостаточные возможности для реализации интегративных программ подготовки управленческих и педагогических кадров и учета содержания работы учреждений Высокая степень вероятности формализма в деятельности управленческих кадров Слабая вероятность системных эффектов в образовании
Принципы построения Условия созданияСильные стороныСлабые стороны Приоритетная ориентация на интересы реально оформленных потребителей и заказчиков. Принцип следования за потребителем. Приоритет интересов образовательных учреждений системы ПК и ПП Гибкое управление сверху на основе образовательного маркетинга Наличие структуры менеджеров, формирующих и выявляющих заказы на всех уровнях системы Быстрое развитие институализирован ных потребителей и заказчиков образовательных услуг Обеспечение непрерывного развития самой системы ПК и ПП Недостаточность системы для реализации федерально- региональных программ развития образования Неравномерность развития системы образования РФ Отсутствие возможности контроля результатов функционирования системы
Принципы построения Сильные стороны Ориентация на непрерывное развитие системы образования Универсальность и гибкость работы учреждений системы ПК и ПП Соответствие содержания их деятельности, структуры подразделений и управления учреждениями тенденциям развития системы образования Выстраивание содержания образовательных программ в соответствии с выявленными тенденциями развития профессиональной деятельности кадров, в том числе – возникающими новыми специальностями. Принцип: опережения развития. Ориентация на работу с лидерами и их выращивание как кадрового резерва системы образования Сочетание госзаказа с ориентацией на реально оформленных заказчиков и потребителей Зависимость объема госзаказа на ПК и ПП от задач развития системы образования РФ Усиление НИР в учреждениях системы ПК и ПП Наличие структуры менеджеров, формирующих и выявляющих заказы на всех уровнях системы Высокая экономичность и эффективность системы ПК и ПП. Оптимальность. Непрерывное развитие и саморазвитие системы ПК и ПП Возможности у слушателей для выбора учреждений Свободная конкуренция для развития Создание условий для развития системы образования через ее лидеров и тьюторов
Федеральные учреждения ПК и ПП кадров Окружные федеральные учреждения ПК и ПП кадров Региональные учреждения ПК и ПП кадров Муниципальные методические службы Образовательные учреждения