Московский городской педагогический университет Городской информационный ресурсный центр Учебно-методический пакет «Особенности повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Котова Н.В. филологический факультет, 5 курс Москва, 2004
Аннотация Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к произведениям Н.В. Гоголя, заинтересовать их фантастическими мотивами в его творчестве, рассмотреть использование фольклорных мотивов в повести «Ночь перед Рождеством». Проект предназначен для развития творческих способностей детей: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, развивает воображение посредством обращения к фантастическим мотивам в литературе, способствует повышению интереса к самостоятельной исследовательской деятельности. Проект формирует навыки анализа литературного произведения: выяснение функций пейзажа в произведении, характеристика персонажей; привлекает внимание к обрядам и традициям русского народа. Работа в группах активизирует деятельность детей.
Вопросы Основополагающий вопрос: В чем тайна рождественской ночи? Проблемные вопросы учебной программы: Что мы знаем о праздновании Рождества? В чем проявляется народный характер повести? Какие черты рождественской прозы можно обнаружить в повести «Ночь перед Рождеством»? Для чего нужна фантастика в изображении событий рождественской ночи? Так ли страшен черт? Как его малюют? Особенности изображения фантастических персонажей повести. Как участвует природа в создании рождественского настроения?
План проведения занятий с использованием проектного метода Проект может быть реализован в рамках учебной программы. Рекомендуется проводить знакомство с проектом, контроль и коррекцию по выполнению заданий на 4-х уроках по теме «Творчество Н.В. Гоголя». Период подготовки к итоговому семинару может занимать до 3-х недель. 1 этап. Знакомство с материалами проекта, при этом может использоваться веб-сайт. 2 этап. Знакомство с формулировками тем самостоятельных исследований учеников. 3 этап. Формирование групп для проведения самостоятельных исследований по вопросам учебной темы. Определение формы представления результатов. Учащиеся делятся на две группы: -фольклористы -литературоведы 4 этап. Самостоятельная работа в группах, обсуждение задания каждого участника. Распределение ролей в группах происходит по интересам: формируются информационный, музыкальный, художественный и технологический отделы. 5 этап. Семинары в течение 3-х уроков с представлением промежуточных результатов работы групп. Консультирование и помощь учителя, подготовка итогов творческой деятельности. 6 этап. Защита готовых работ на итоговом семинаре. Вопросы представителей обеих групп друг другу, выводы. Групповое и индивидуальное оценивание.
Компоненты учебно-методического пакета Описание учебного проекта и материалов УМП к нему по теме, соответствующей Минимальным требованиям к содержанию образования в предметной области (визитка)визитка Примеры работ учеников: презентация ученика1презентация ученика презентация ученика2 бюллетень ученика буклет ученика WEB-сайт проектаWEB-сайт Критерии оценивания ( презентации, публикации)презентациипубликации Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся (тест 1, тест 2)тест 1тест 2 Список информационных материалов, необходимых для самостоятельных исследований учащихся в ходе учебной работы (вариант)
Котова Наталья Васильевна Студентка МГПУ, 5-й курс Контакты: Тел.: Контактная информация