Методы, приемы и средства выработки орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе Из опыта работы учителя русского языка и литературы Солодовник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Advertisements

«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Пятое сентября Классная работа Тема: «Орфограмма».
Мастер-класс Мастер-класс – это процесс передачи мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы, т.е. интерактивной коммуникации.
МОУ СОШ 25 Гулькевичского района Краснодарского края.
«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
Использование алгоритмов как средство повышения орфографической грамотности на уроках русского языка. Царькова Наталия Алексеевна, учитель русского языка.
Никитина Наталья Борисовнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицея 15 г.Ставрополя.
Использование эффективных методов и приёмов, способствующих развитию орфографической зоркости учащихся со сложной структурой дефекта.
Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 6 классе «Имя прилагательное» Выполнила учитель русского языка и литературы.
Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Учитель начальных классов Андреева.
Это написание, которое не устанавливается на слух.
Повышение грамотности учащихся через новые подходы к обучению орфографии Отчет по теме самообразования Учитель: Агрусева И.Б.
Электронное учебно – практическое пособие по русскому языку для 2 – 3 классов « Состав слова »
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
Презентация Учителя начальных классов Учителя начальных классов Парыкиной И. В.
Работа над ошибками как средство повышения орфографической грамотности четвероклассников, обучающихся по УМК «Гармония» Квалификационная работа по методике.
Развитие орфографической зоркости неслышащих школьников на уроках русского языка Учитель русского языка и литературы Шадринской школы-интерната 11 Федотова.
Транксрипт:

Методы, приемы и средства выработки орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе Из опыта работы учителя русского языка и литературы Солодовник Елены Алексеевны

Основные задачи и цели учителя - познакомить учащихся с понятием орфограммы; - научить видеть и узнавать ее в слове, т.е. находить «ошибкоопасные» места; - - сформировать умение обнаруживать свои ошибки, давать им характеристику и выдвигать гипотезы об их причинах; научить дифференцировать орфограммы между собой, квалифицировать их, сформировать умение объяснять условия выбора орфограммы;

Систематизация знаний о русском языке как науке Русское правописание связано с произносительной стороной речи, опирается на словообразовательные элементы слов и на морфологический принцип. М.В.Ломоносов.

Методы обучения 1. Информационно-рецептивный ; 2. Исследовательский ; 3. Эвристический ; 4. Метод проблемного изложения; 5. Репродуктивный;

Как увидеть орфограмму ? Решить этот вопрос нам помогает стратегия орфографии: Решить этот вопрос нам помогает стратегия орфографии: - подумай, в написании какой буквы ты сомневаешься, т.е. где ты можешь допустить ошибку(когда есть выбор букв, мы имеем дело с орфограммой); - подумай, в написании какой буквы ты сомневаешься, т.е. где ты можешь допустить ошибку(когда есть выбор букв, мы имеем дело с орфограммой); - подчеркни эту букву или оставь свободное место, но тогда поставь вопрос на полях ; - подчеркни эту букву или оставь свободное место, но тогда поставь вопрос на полях ; - найди, в какой части слова она находится, т.е. в какой морфеме; - найди, в какой части слова она находится, т.е. в какой морфеме; - определи, к какой части речи относится слово ; - определи, к какой части речи относится слово ; - вспомни правило написания этой орфограммы, примени его к данному слову. - вспомни правило написания этой орфограммы, примени его к данному слову.

Поэтапная отработка орфографических навыков -на основе знаний о составе слова -на основе знаний о составе слова -на основе знаний этимологии слова -на основе знаний этимологии слова -на основе морфологического принципа -на основе морфологического принципа

Приемы выработки орфографической зоркости 1. Устные формы работы на уроке: - использование сигнальных карточек; - устные диктанты; - работа с мячом; - ответы-рассуждения; - игры («Кто больше знает слов», «Орфографическое лото», «Кто быстрее найдет ошибку» и т. д.); - четкое проговаривание трудных слов;

2. Письменные формы: 2. Письменные формы: - орфографическое комментирование : - орфографическое комментирование : а)полное; а)полное; б)выборочное; б)выборочное; в)графическое; в)графическое; г) «комментирование-намек»; г) «комментирование-намек»; д) «Ссылка на параграф»; д) «Ссылка на параграф»; - прием сравнения; - прием сравнения; - выборочные диктанты; - выборочные диктанты; - выборочно-распределительные диктанты; - выборочно-распределительные диктанты; - предупредительные диктанты; - предупредительные диктанты; - анализ структуры слова; - анализ структуры слова; - игры и кроссворды; - игры и кроссворды;

Средства,помогающие учителю в работе по выработке навыков правильного письма «Справочная тетрадь»: «Справочная тетрадь»: - «Копилка приставок»; - «Копилка приставок»; - «Копилка суффиксов»; - «Копилка суффиксов»; - «Копилка корней»; - «Копилка корней»; - «Словарь трудных слов»; - «Словарь трудных слов»; - «Морфология»; - «Морфология»; - «Синтаксис и пунктуация»; - «Синтаксис и пунктуация»; - «Таблицы»; - «Таблицы»; - «Алгоритмы»; - «Алгоритмы»; - «Зарифмованные правила». - «Зарифмованные правила». «Этимологический словарик» «Этимологический словарик»

«Алгоритмы»: «Алгоритмы»: Правописание безударных гласных в корне слова: Определяю, падает ли на корень ударение Определяю, падает ли на корень ударение да нет да нет пишу, как подбираю пишу, как подбираю слышится проверочное слышится проверочное под ударением слово под ударением слово

«Этимологический словарик»: «Этимологический словарик»: Трудное Проверочное Из какого языка Трудное Проверочное Из какого языка слово слово пришло слово слово пришло Корзина Корзать- Корзина Корзать- Корзинка «рубить (русск.) Корзинка «рубить (русск.) Корзинщик ветви» Корзинщик ветви» Традиция Традо – Традиция Традо – Традиционный «передаю» (лат.) Традиционный «передаю» (лат.) Традиционность Традиционность Апельсин Апель – Апельсин Апель – Апельсиновый «яблоко» (гол.) Апельсиновый «яблоко» (гол.) Син – Син – «Китай» «Китай»