Методы, приемы и средства выработки орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе Из опыта работы учителя русского языка и литературы Солодовник Елены Алексеевны
Основные задачи и цели учителя - познакомить учащихся с понятием орфограммы; - научить видеть и узнавать ее в слове, т.е. находить «ошибкоопасные» места; - - сформировать умение обнаруживать свои ошибки, давать им характеристику и выдвигать гипотезы об их причинах; научить дифференцировать орфограммы между собой, квалифицировать их, сформировать умение объяснять условия выбора орфограммы;
Систематизация знаний о русском языке как науке Русское правописание связано с произносительной стороной речи, опирается на словообразовательные элементы слов и на морфологический принцип. М.В.Ломоносов.
Методы обучения 1. Информационно-рецептивный ; 2. Исследовательский ; 3. Эвристический ; 4. Метод проблемного изложения; 5. Репродуктивный;
Как увидеть орфограмму ? Решить этот вопрос нам помогает стратегия орфографии: Решить этот вопрос нам помогает стратегия орфографии: - подумай, в написании какой буквы ты сомневаешься, т.е. где ты можешь допустить ошибку(когда есть выбор букв, мы имеем дело с орфограммой); - подумай, в написании какой буквы ты сомневаешься, т.е. где ты можешь допустить ошибку(когда есть выбор букв, мы имеем дело с орфограммой); - подчеркни эту букву или оставь свободное место, но тогда поставь вопрос на полях ; - подчеркни эту букву или оставь свободное место, но тогда поставь вопрос на полях ; - найди, в какой части слова она находится, т.е. в какой морфеме; - найди, в какой части слова она находится, т.е. в какой морфеме; - определи, к какой части речи относится слово ; - определи, к какой части речи относится слово ; - вспомни правило написания этой орфограммы, примени его к данному слову. - вспомни правило написания этой орфограммы, примени его к данному слову.
Поэтапная отработка орфографических навыков -на основе знаний о составе слова -на основе знаний о составе слова -на основе знаний этимологии слова -на основе знаний этимологии слова -на основе морфологического принципа -на основе морфологического принципа
Приемы выработки орфографической зоркости 1. Устные формы работы на уроке: - использование сигнальных карточек; - устные диктанты; - работа с мячом; - ответы-рассуждения; - игры («Кто больше знает слов», «Орфографическое лото», «Кто быстрее найдет ошибку» и т. д.); - четкое проговаривание трудных слов;
2. Письменные формы: 2. Письменные формы: - орфографическое комментирование : - орфографическое комментирование : а)полное; а)полное; б)выборочное; б)выборочное; в)графическое; в)графическое; г) «комментирование-намек»; г) «комментирование-намек»; д) «Ссылка на параграф»; д) «Ссылка на параграф»; - прием сравнения; - прием сравнения; - выборочные диктанты; - выборочные диктанты; - выборочно-распределительные диктанты; - выборочно-распределительные диктанты; - предупредительные диктанты; - предупредительные диктанты; - анализ структуры слова; - анализ структуры слова; - игры и кроссворды; - игры и кроссворды;
Средства,помогающие учителю в работе по выработке навыков правильного письма «Справочная тетрадь»: «Справочная тетрадь»: - «Копилка приставок»; - «Копилка приставок»; - «Копилка суффиксов»; - «Копилка суффиксов»; - «Копилка корней»; - «Копилка корней»; - «Словарь трудных слов»; - «Словарь трудных слов»; - «Морфология»; - «Морфология»; - «Синтаксис и пунктуация»; - «Синтаксис и пунктуация»; - «Таблицы»; - «Таблицы»; - «Алгоритмы»; - «Алгоритмы»; - «Зарифмованные правила». - «Зарифмованные правила». «Этимологический словарик» «Этимологический словарик»
«Алгоритмы»: «Алгоритмы»: Правописание безударных гласных в корне слова: Определяю, падает ли на корень ударение Определяю, падает ли на корень ударение да нет да нет пишу, как подбираю пишу, как подбираю слышится проверочное слышится проверочное под ударением слово под ударением слово
«Этимологический словарик»: «Этимологический словарик»: Трудное Проверочное Из какого языка Трудное Проверочное Из какого языка слово слово пришло слово слово пришло Корзина Корзать- Корзина Корзать- Корзинка «рубить (русск.) Корзинка «рубить (русск.) Корзинщик ветви» Корзинщик ветви» Традиция Традо – Традиция Традо – Традиционный «передаю» (лат.) Традиционный «передаю» (лат.) Традиционность Традиционность Апельсин Апель – Апельсин Апель – Апельсиновый «яблоко» (гол.) Апельсиновый «яблоко» (гол.) Син – Син – «Китай» «Китай»