Новое качество образования: основная проблематика г.Казань 3 октября 2009
система образования образовательный институт идеал (цель образования) задается извне, формулируется как ожидания общества, предъявляемые к человеку, заканчивающего школу; образовательное пространство (содержание, средства и методы) выстраивается для достижения цели;
исторические ожидания Древняя Греция (гражданин полиса); Схоластика (христианина, укорененный в догматах церкви); Возрождение (разносторонне развитий человек, владеющий всеми достижениями культуры); Новое время (специалист, компетентный в достаточно узкой области);
сущностные характеристики системы образования СССР – Россия (4:0) единообразие – уникальность; конформизм – позиционность; пассивность – социальная активность; устав строителя коммунизма – ???
структурные характеристики традиционного обучения предметность; классно-урочная система; принцип наглядности, доступности; последовательности, систематичности; принцип индукции (от частного к общему); ориентация на ЗУНы; принцип самодостаточности (школа замкнута в себе);
МИФЫ традиционного обучения отзывы «гостей»; количество Нобелевских лауреатов; успешность в жизни (востребованность в мировой экономике); всесторонность, структурность, методологичность знаний (достижение внутренних целей);
нобелевские лауреаты Страны по количеству нобелевских лауреатов Страна Физик аХимия Физиолог ия и медицина Литератур а Экономи ка Всего с 1901 по 2007 гг. 1США Великобрита ния Германия Франция Швеция СССР и Россия Италия
реальность традиционная школа эффективна в относительно стабильном обществе; Любовь Глебова ( руководитель Рособрнадзора ): « Недавно на президентском совете был озвучен следующий тезис: проблема заключается не в том, что образование стало хуже, требования к качеству стали ДРУГИЕ…»
соотношение субъективных и объективных целей образования какие цели задает школа ребенку? соответствуют ли они реальным условиям, в которых должны воплощаться? совпадают ли они с целями самого ребенка?
знания, умения, навыки; предметные и универсальные компетентности (умение применять ЗУНы, определять собственные возможности и ограничения для решения задач); позитивный социальный опыт; позитивная динамика вышеперечисленного; современное качество образования:
знания, умения и навыки вопросы: что необходимо ЗНАТЬ, для того, чтобы успешно ориентироваться в изменяющемся мире? какие УМЕНИЯ нужны для осуществления продуктивного действия? какие НАВЫКИ пригодятся выпускнику во взрослой жизни?
компетентности (предметные и универсальные) определение: опознание сущностных условий задачи; принятие задачи как субъективно важной для решения; переформулировка задачи – определение существующих и необходимых для решения знаний; поиск средств решения; нахождение результата; оценка адекватности результата условиям задачи;
компетентность – не противоположна знанию читательская компетентность: «способность интерпретировать текст, сделать заключение о намерении автора, связать информацию, полученную в тексте, со знаниями из других источников, критически оценить текст» и т.д. математическая компетентность: способность «распознавать проблемы, которые могут быть решены с помощью математики, извлекать нужную для ответа информацию из графиков и схем, при этом отсеивая избыточные данные» и т.д. Если знание не может быть применено – его нет!
социализация (позитивный социальный опыт) гипотеза: позитивный социальный опыт возможно получить только через осуществление социального действия; чем больше возможности для свершения действия, тем выше вероятность успешной социализации, т.е. возможности попав в любую ситуацию опознать ее сущностные характеристики и адекватно им действовать;
динамика индивидуальных достижений надежда: образовательное пространство должно создавать возможность для проявления индивидуальных достижений и обеспечивать их поступательное развитие; проблема: создания условий и диагностики (определения критериев и показателей для компетентностей и социализации);
опасения разрушим «лучшую в мире систему»… времени едва на формирование ЗУНов хватает, когда иных результатов достигать… ученых много, говорят разное, часто противоположное друг другу… надо четко определить, что и как надо делать… откажемся от «старых» критериев оценки качества, а новые пока РАО не созданы…
условия принятие нового ФГОС, соответствующего современным вызовам, ожиданиям со стороны государства, общества, семьи, бизнеса; изменение компетенции и компетентности педагога; создание и применение новых КИМов.
Спасибо за внимание!