Развитие исторического мышления в современной школе МОУ гимназия 8 Учитель истории и обществознания Кенф А.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бурляева Алла Борисовна, учитель английского языка ВКК МОУ Каменская СОШ 1 с УИОП «Относись к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» - принцип.
Advertisements

Презентация учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 8 г.о.Кинель Полынской Ирины Евгеньевны.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время как фактор повышения творческого потенциала обучающихся.
Методическое объединение учителей начальных классов г. Алзамай, уч.г.
Внеурочная деятельность Кружок «Театр сказки» Факультатив «Основы православной культуры» Фестивали, конкурсы, КВН, утренники, викторины Фольклорные вечера.
Методические задачи Андреева Наталья Александровна Учитель математики высшей квалификационной категории «Роль группового обучения в активизации познавательной.
Анализ педагогической деятельности (участие в конкурсе по реализации проекта «Образование») Автор: Рыбкина Н.И., учитель МОУ-СОШ 2 ЗАТО п. Солнечный Красноярского.
РКМЧП: опыт работы и результаты Заместитель директора по УВР Вахрамеева Е.Н.
Локтева Наталья Викторовна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ школы 5 г. Тольятти Моё педагогическое кредо: «Постоянное самосовершенствование:
(48352) ДОСТИЖЕНИЯ УЧИТЕЛЯ Юдина Е.М. занимается повышением квалификации: Курсы «Актуальные проблемы организации учебно- воспитательного процесса.
Образование высшее Педагогический стаж 17 лет Высшая категория Тема Гармонизация личностного развития младших школьников Тема Гармонизация личностного.
Основная проблема, решаемая учителем Воспитание не «эрудита»,а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца» Инновационный процесс обучения включает:
Малетина Елена Петровна. Учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ Борисоглебская СОШ 5. Окончила Воронежский государственный университет,
Портфолио Портфолио учителя английского языка языка Домбаа Айлааны Викторовны, Домбаа Айлааны Викторовны, МБОУ Ак-Чыраанской СОШ Овюрского района, респ.
На учебный год «Формирование ключевых школьных компетенций и на их основе развитие навыка построения индивидуального образовательного маршрута.
Содержание и методика проведения аттестации профессиональной деятельности учителя общеобразовательного учебного заведения Содержание и методика проведения.
Министерство образования и науки Новосибирской области Управление образования Ордынского района Новосибирской области Муниципальное бюджетное образовательное.
1 ПОРТФОЛИО классного руководителя. 2 Портфолио классного руководителя – это альтернативный способ контроля, ориентированный на повышение эффективности.
Транксрипт:

Развитие исторического мышления в современной школе МОУ гимназия 8 Учитель истории и обществознания Кенф А.А.

Чем эффективнее инновационная технология? Во-первых, она не затрагивает государственную программу, стандарты, сюжетно-тематическое планирование. Во-вторых, данная технология развивает историческое мышление школьников. Целью исторического образования в средней школе является формирование исторического мышления. Под историческим мышлением понимается набор мыслительных и поведенческих стратегий, которые замещают привычные «знания, умения, навыки» (ЗУНы)

Суть инновационной технологии исторического образования заключается в том, что школьники работают с документально методическими комплексами (ДМК) и сами выдвигают те или иные версии исторических событий.

ДМК (документально-методические комплексы) составляются по принципу неизбыточности и включают в себя различные противоречия: I. Семиотическое противоречие: - «современник» - «потомок» СОБЫТИЕ - «иностранец» - «пересмешник» II. Историографическое противоречие: - Ключевский В.О. - Костомаров Н.И. СОБЫТИЕ - Платонов С.Ф. - учебники истории III. Жанровое противоречие: - ПВЛ (Повесть Временных лет) - жития СОБЫТИЕ - афоризмы - поговорки

. Учебные достижения школьников. Опыт работы по инновационной технологии исторического образования убедил меня в реальности и преимуществе данного подхода. Об этом свидетельствует позитивная динамика учебных достижений школьников. II.1. Мониторинг качественной успеваемости в динамике по годам: Мониторинг качественной успеваемости в 8 а классе по истории в динамике за три года ( ; ; учебные годы) Абсолютная успеваемость – 100% Качественная успеваемость – от 85% до 88%

Мониторинг качественной успеваемости по истории в 10 а классе за учебный год и в 11 а классе за I полугодие 2006 года Абсолютная успеваемость 100% Мониторинг качественной успеваемости по истории в 10 а классе за учебный год и в 11 а классе за учебный год Абсолютная успеваемость 100%

Мониторинг качественной успеваемости по истории в 10 б классе за учебный год и в 11 б классе за учебный год Абсолютная успеваемость 100%

II.2. Творческие работы школьников (стилизации под тексты изучаемой эпохи, рассказы, афоризмы, сонет, двустишия). Стилизация текста «Суд Осириса». Слова тебе, мой Господин! Я вовеки предстаю перед тобой, что бы ты, владыка обоюдной правды, решил мою судьбу, чтоб взвесил правду и ложь, добро и зло… Я не уменьшал даров земных. Я не загрязнял истоки богов. Я не исторгал дары божьи… Вот мне нет зла, я чист, чист, чист… Копп Анна, 6 класс. «Вера в загробную жизнь». «Речь покойного перед Осирисом». - О, мой господин! Слава тебе, властитель моей души! Я знаю тебя и сорока двух богов. Я пришел, чтобы сказать чистую правду, без капли лжи: я не убивал. Я не крал даже одного зернышка в зернохранилище. Я честно работал на огородах пашнях. Я не отбирал земли. Честно измерял зерно и записывал количество. Я не делал брака в какой-либо вещи. Я не отнимал продуктов не рынке. Я не ломал и не крал кирпичей на строительстве. Я не портил обработку поверхности колонны. Я не грабил порты и склады. Не нападал на торговые корабли. Я чист, я чист, я чист… Суслов Сергей, 6 класс. Стилизация текста «Книга мертвых». О, слава тебе, господин Мой! Я пришел к тебе. Ты привел меня, Чтобы лицезреть красоту твою и праведность твою.

Я знаю тебя владыка обоюдной правды, Я знаю и 42 покровителей. Я пришел к тебе, чтоб рассказать о деяниях своих: Я не творил зла. Я не загрязнял воду в прудах моего господина. Я честно работал на господском току. Я не грабил людей и не творил лжи. Я не паду от изречений Ваших к этому богу. Я чист, я чист, я чист… Лаврова Александра, 6 класс. Афоризмы. Злой человек – даже добрым зверем не станет. Пионкевич Наталья. Волка спасешь – беды не избежишь. Гордиенко Елена. Ум береги, а дурость выброси. Как заяц запутывает следы в лесу, так лживый человек – языком лжет. Гуторенко Татьяна. Панкратова Ирина.

Рефлексия по теме «Русь при первых князьях». Сонет о походе князя Игоря за данью. Как-то раз собрался Игорь, Князь Всея Руси, пойти Лишь за данью. Словно тигр Все града решил пройти День прошел, второй и третий, Дань собрать, полгода нужно, Хоть в пути врагов он встретил, Одолел их с войском дружным. Вот дошел князь до древлян, Взял он с них немало дани, И пошел вторую дань Собирать с них. Было брани! Бились с князем киевляне, Победили же древляне Суслов Сергей. Двустишье про князя Владимира. Прошу Владимира воскреснуть в воскресенье, Чтоб получил народ его благословенье. Колкова Юлия. История христианского народа не бедна, Она победами над врагами полна. Князей своих народ любил, Владимир же тогда всю Русь крестил. Волокжина Александра.

. Итоги районных научно-практических конференций по истории, обществознанию. Учитель Кенф А.А. ГодПредметФ.И.участникаКлассМесто уч.годИсторияКоролев Сергей10Грамоты, дипломы участников в номинации Общество-знаниеКагилева Ольга уч.годИсторияМельничук Юля10Грамоты, дипломы участников в номинации Исаев Антон уч.годИсторияМалютина Юля11III Гладенко Лада11II уч.годОбщество-знание (социология) Быкова Лена9Диплом I степени Жукова Олеся Клименко Маша Рагимов Артем 9Диплом III степени

Итоги районных олимпиад по истории, праву. Учитель Кенф А.А. ГодПредметФ.И.участникаКлассМесто уч.годИсторияЕфимова Лена10III Соловьева Лида11III Торикова Лена11II уч.годПравоЕлизарова Катя9III Соколова Аня10II уч.годИсторияКуракина Марина9III Роганов Саша11III уч.годИсторияХоменко Настя10II уч.годИсторияМясникова Алена9II Куракина Марина11III Общество-знаниеГурьянов Дима9I ПравоЖукова Олеся9I

Результаты диагностической работы в 11 «А» классе в 2006 году Центром мониторинга г.Новосибирска Во время аттестации МОУ гимназии 8 было проведено тестирование по истории России в 11 «А» классе. Итоги тестирования показали, что поле обученности в 11 «А» классе выше базового уровня. 95% учащихся 11 «А» класса написали тест на «4» и «5». Награждение золотыми и серебряными медалями учащихся гимназии 8 Среди моих выпускников высоко число медалистов, окончивших гимназию с золотой и серебряной медалью. Самым «урожайным» был выпуск 2003 года, в котором я вела классное руководство. В классе из 25 учеников двое получили золотые медали (Копп Анна, Хоменко Елена) и шестеро – серебряные медали (Вологжина Александра, Гуторенко Татьяна, Колкова Юлия, Рябоконь Иван, Суслов Сергей, Фролова Алина). За последние 3 года эти показатели остаются также высокими. О чем свидетельствует приложение, награждение золотыми и серебряными медалями. Мониторинг поступления выпускников в высшие учебные заведения На протяжении многих лет я отслеживаю поступление своих выпускников в учебные заведения. Мониторинг поступления гимназистов в высшие учебные заведения с 2003 по 2007 годы показывает качественную подготовку учеников от 84% до 87%. Причем в гг. 59% - поступили на бюджетное обучение в вузы. (Приложение, мониторинг поступления выпускников).

В центре данной технологии ученик – школьник, который является не объектом учебно-воспитательного процесса, а субъектом, именно потому, что технология дает ему механизм познания истории, себя в истории; научает «ремеслу» историка; наблюдению, критике, анализу, объяснению, предвидению в истории.

Современные образовательные технологии В основе используемых мною технологий лежат идеи развивающего и личностно-ориентированного образования, идеи коммуникативной дидактики. Применяемые в моей педагогической практике технологии, методы и формы обучения направлены на формирование не только предметных, но и «надпредметных» компетенций: общекультурной, социально-трудовой, коммуникативной, личностного определения, творческого опыта.

Пройдя обучение по программе INTEL. «Обучение для будущего» (Приложение, свидетельство) я совершенствую свою педагогическую деятельность в этом направлении. Креативный характер использования информационных технологий позволил мне увидеть возможные перспективы в учебно-воспитательном процессе, которые реализуются и как источник информации, и как создание собственных образовательных ресурсов в сотрудничестве с учениками, например, инновационные мультимедийные разработки уроков по истории, а также мультимедийные презентации, созданные для проведения районных, городских мероприятий по обмену опытом: - «Сравнительный анализ традиционной и инновационной систем исторического образования» (исследовательский проект); - «Социокультурный и кросскультурный феномен в системе гимназического образования» (Приложение) - Ролевая игра «Выборы». Учебно-методическое пособие по истории, обществознанию, праву. (Приложение) - «Интеграция предметов гуманитарного цикла в гуманитарной гимназии».

Важным результатом использования в педагогической практике информационных технологий я считаю рост познавательного интереса учащихся к обучению. Положительная динамика познавательного интереса к истории с началом использования информационных технологий в 9-х, 11-х классах ( уч.год)

. Проектные образовательные технологии Проектная технология личностно-ориентирована, и в ней осуществляется приоритетная форма организации работы учащихся, способствующая активизации их мыслительной деятельности и развитию творческих способностей. Исследовательский проект как результат индивидуальной или коллективной творческой деятельности дает оптимальные результаты в обучении. За последние 2 учебных года мои ученики 11 класса гуманитарного направления выполнили 5 учебных проекта: - «Екатерина II глазами современников и потомков», - «Встреча событий в Повести временных лет», - «Немецкие военнопленные в Сибири», - «Духовные ценности современной цивилизации», - «Любовь. Самое утреннее из чувств». (Приложение, исследовательский проект). - «Демографическая ситуация в России» (Приложение ) Об успешности проектной деятельности свидетельствуют грамоты участников проектов. (Приложение )

. Новая технология с выбором индивидуальной стратегии обучения Для создания организационно-педагогических условий разностороннего развития личности одаренных учащихся я использую технологию с выбором индивидуальной стратегии обучения, имею опыт проектирования и реализации данной технологии. В 2006 году мной разработана программа индивидуального развития по истории. (Приложение) Программы дополнительного образования Разработанные мною программы элективных и специальных курсов, факультатива по истории, праву, актуальны с точки зрения современных требований к выпускнику гимназии, помогают ученику определиться с направлением обучения, выбором будущей профессии, расширить кругозор, развить надпредметные компетенции. К числу таких программ относятся: Специальный курс «История в лицах» (10-11 класс). Элективный курс «Права человека в свободной стране» (9 класс). Факультатив «Социальная практика» (8 класс). (Приложение, программы) Внеурочная деятельность по предмету Встречи с интересными людьми, поэтами и писателями, поездки в театры, проведение читательских конференций, вызывают большой эмоциональный отклик моих выпускников.

Большое место во внеклассной работе я отвожу краеведению потому, что любовь к Родине начинается с любви к родному краю. Это подтверждается участием моих детей в районных конкурсах таких, как - «Судьба моя – Первомайка», 2006 год (Приложение, Диплом II степени) - «Моя Первомайка, мой Новосибирск», 2006 год (Приложение, Дипломы) Мои ученики активны в городских литературно-исторических конкурсах, межпредметных олимпиадах от районных до областных, интеллектуальных играх. Результаты их участия и моя работа отмечены свидетельствами, грамотами, дипломами. (Приложение, грамоты, свидетельства, дипломы). Огромную роль во внеклассной работе по предмету занимает патриотическое направление. Для этого проводятся встречи с ветеранами войны и труда. В течение 3-х лет руковожу настенной газетой «Никто не забыт, ничто не забыто» с рубриками: - Мы этой памяти верны, - Они сражались за Родину, - Ратные страницы истории, - Фотоальбом, - Поисковая работа, - Конкурсы, викторины.

Результаты деятельности в качестве классного руководителя Моя система воспитательной работы построена на своевременном приобретении этических знаний, социального опыта, воспитание гражданско-правовой культуры и профилактики правонарушения. Система воспитательной работы включает в себя: - организацию ученического самоуправления, - диагностику, чтобы получить сведения по проблеме и актуализировать ее, - диалог или дискуссию, т.е. соотнесение позиций учащихся по проблеме, - встречи с людьми, обладающими большим жизненным опытом, - деловые, ролевые, творческие игры – выявление знаний, умений, жизненных позиций, закрепление и развитие у школьников творческих начал социальной направленности. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта Тесное сотрудничество, научное консультирование, обучение в магистратуре «Палестра» под руководством д.ф.н. Ю.В.Шатина, д.ф.н. В.И.Тюпы, к.и.н. Ю.Л.Троицкого, к.и.н. З.П.Горьковской определили мое убеждение коммуникативной стратегии обучения и воспитания школьников. Концепция модернизации российского образования предъявляет высокие требования к учителю. Совершенствованию профессионального мастерства способствует самообразование, обмен опытом.

Распространение собственного педагогического опыта п/п Тема выступленияМесто выступленияМатериалыВремя проведения 1«Учебник истории как текст и варианты его интерпретации» Научно-практическая конференция. Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания». Материалы научно- практической конференции. Сборник. Март, Новосибирск, марта. г.Новосибирск 2«Учебник истории как текст»Международная научно- практическая конференция, посвященная 70-летию НГПУ и исторического факультета. Программа конференции. Сборник, ноября. г.Новосибирск 3«Концепция гуманитарной кафедры. Проблемы интеграции предметов гуманитарного цикла» Региональная научно- практическая конференция. Довузовское образование: опыт, проблемы, перспективы. Материалы III региональной научно- практической конференции. Научно- методическое партнерство. Новосибирск,. 15 ноября. г.Новосибирск 4«Правовое образование в гуманитарной гимназии» Семинар. Отдел образования администрации Первомайского района Презентация.Август. Первомайский отдел образования 5«Инновационная технология исторического образования. Урок истории в рамках инновационной технологии» Мастер-класс для учителей истории Первомайского района в гимназии 8. Разработки уроков по инновационной технологии (портфолио учителя). Апрель. 6«Работа с одаренными детьми» Районные педчтения. Отдел образования администрации Первомайского района Разработка темы. (Портфолио учителя). Август.

7«Место и роль истории в гуманитарной гимназии» Районные педчтения. Отдел образования администрации Первомайского района Разработка темы. (Портфолио учителя). Август. 8Совершенствование структуры и содержание исторического образования в гуманитарной гимназии Региональный форум по теме «Инновации в образовании» «УчСиб-2005»Март. 9Перспективы исторического и культурологического образования в школе и вузе: теория и практика Региональная научно- практическая конференция Программа конференции. Сборник,. Ноябрь. г.Новосибирск 10Социокультурный и кросскультурный феномен в системе гимназического образования Городская научно- практическая конференция (русский язык, культура и нравственность на базе Православной гимназии) Журнал «Лицеист» 1-2 (19-20). Ноябрь. 11Роль технологий исторического образования в формировании гражданской позиции школьников Мастер-класс в рамках «УчСиб-2008» МОУ гимназия 8 Март.

Участие в профессиональных конкурсах. В качестве заведующей гуманитарной кафедры гимназии 8 мне удалось создать целостную систему интегрированных курсов, клубов, проектов по гуманитарным предметам. В районном конкурсе учебно- методических материалов «Образование – будущее России» за работу «Концепция гуманитарной кафедры» награждена Дипломом I степени. (Приложение, Диплом). В 2005 году проходил региональный форум «Инновации в образовании». За участие в работе регионального форума по теме «Совершенствование структуры и содержания исторического образования в гуманитарной гимназии» награждена Дипломом. (Приложение, Диплом). В 2008 году в районном конкурсе учебно-методических материалов «Модернизация образования – главное условие его развития» награждена Дипломом I степени. (Приложение, Диплом).

Содержание образования, эффективные образовательные технологии (проектные, информационные, технология исторического образования к. и. н. Ю. Л. Троицкого), используемые мной в педагогической практике, направлены на всестороннее развитие личности учащихся. Эффективность системной инновационной деятельности, охватывающей содержание образования, технологии, внеурочную работу с учащимися, с родителями подтверждает позитивная динамика итогов Государственной аттестации моих учеников (Приложение 56) и непрерывная связь с моими выпускниками. Красивые и юные Прошли толпою шумною По школьным коридорам в пятый класс. Вы нас так нежно встретили И даже не заметили, Как быстро расставанья пробил час А мы бывали разными: Усердными и праздными И точно знали, счастье нас найдет Как жаль, что детство кончилось, Но ставим многоточие И начинаем заново отсчет! И снится нам не лучшая работа, Ни единиц условных синева! Нам не хватает нового урока, Наверно, вновь в гимназию пора! Еще не победители, Настроены решительно – Нам биться за успех не привыкать! А коль не повезет в судьбе Мы к Алле Анатольевне В одиннадцатый «Б» придем опять

Спасибо за внимание