Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 74, город Воронеж учитель начальных классов И. Л. Лубневская. Развитие творческих и коммуникативных способностей.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетными в развитии личности, в частности, такие качества, как способность к сотрудничеству, мобильность, самостоятельность принятия решения в ситуации выбора. Одной из важнейших задач российского образования является развитие коммуникативных способностей ребенка. Эту ценность признает и мировое сообщество, в перечне ценностей образования ЮНЕСКО можно отметить такое положение "Научить жить вместе". Это положение еще раз подчеркивает значимость общения в сегодняшнем мире.
Коммуникативные способности.. Сформированность социально - перцептивных способностей: - умение быстро вступать и выходить из общения, - умение грамотно и четко строить свою речь в процессе общения, - умение использовать в общении невербальные средства, - умение использовать идеи других участников для выдвижения собственных идей; Сформированность перцептивно - рефлексивных способностей : - умение проследить и оценить свою деятельность в составе научного общества и деятельность других, - умение проанализировать ход игры, занятия и причины возникших затруднений, - умение взять инициативу в свои руки и затем передать ее другому участнику команды;
Но проблема заключается в том, что на сегодняшний день в науке и практике недостаточно разработан аспект, связанный с формированием коммуникативных способностей посредством организации детского научного общества. К сожалению, недостаточно разработаны и методики развития коммуникативных способностей в игровой форме у детей с ярко выраженными интеллектуальными способностями. Гипотеза, выдвинутая нами, заключалась в том, что уровень коммуникативных способностей повысится, если осуществить: - Постановку проблемы развития коммуникативных способностей как приоритетную цель на начальном этапе подготовки участников детского научного общества; - Проведение критериального отбора содержания игр, фильмов, презентаций; - Организацию использование детского научного общества в соответствии с его требованиями; - Проведение рефлексии занятий с выявлением деструкции и осуществлением коррекции; - Организацию подготовки заседаний научного общества в игровой форме; - Повышение положительной мотивации участников детского научного общества.
Педагогическая разработка содержит несколько этапов: Разработка социально-психологического тренинга для развития коммуникативных способностей участников научного общества. Построение тренировочных упражнений в игровой форме, их распределение по времени занятия. Внедрение тренинга в практическую подготовку детского научного общества. Включение в каждое тренировочное занятие упражнений, игр, заданий на развитие коммуникативных способностей. Обращение внимания учащихся на важность этих упражнений. Оценка результатов развития коммуникативных способностей. Проведение мониторинга среди участников общества и их родителей. Выявление положительной динамики в развитии коммуникативных способностей. Выявление недостаточно сформированных способностей. Прогнозирование дальнейшей работы по развитию коммуникативных способностей. Оценка результатов.Анализ выступлений детей, их исследовательских работ по темам, построение сравнительных диаграмм и таблиц, позволяющих соотнести уровень развития коммуникативных способностей и успешность выступлений на соревнованиях.
Характеристика инноваций. 1. Переход на программу базового образования « Гармония ». 2. Организация детского научного общества « Первое сентября ». 3. Регулярное проведение дней диагностики и коррекции по выявлению сформированности творческих и коммуникативных способностей. 4. Составление эвристических предписаний по разрешению конфликта, формированию школьников обращаться с информацией. Принципиальные положения - осуществление тренинга в игровой форме; - формирование активной позиции всех участников тренинга; - реализация обратной межличностной связи; - организация высокой степени включенности эмоциональной сферы участников;