Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи школьников с интеллектуальным недоразвитием учитель-логопед ГБОУ АО «НСКОШИ» Кучерявченко Н.В.
Формирование грамматического строя речи школьников с интеллектуальным недоразвитием ведётся в следующих направлениях: Формирование грамматического строя речи школьников с интеллектуальным недоразвитием ведётся в следующих направлениях: Работа над морфологической системой языка Работа над морфологической системой языка (развитие навыков словоизменения и словообразования); (развитие навыков словоизменения и словообразования); Формирование структуры предложения. Формирование структуры предложения.
Развитие навыков словоизменения: Формирование словоизменения существительных; Формирование словоизменения существительных; Формирование словоизменения прилагательных; Формирование словоизменения прилагательных; Формирование словоизменения глаголов. Формирование словоизменения глаголов.
Формирование словоизменения существительных: -дифференциация единственного и множественного числа существительных; -дифференциация единственного и множественного числа существительных; -закрепление беспредложных конструкций ед.числа: винительный, родительный, дательный и творительный падежи; -закрепление беспредложных конструкций ед.числа: винительный, родительный, дательный и творительный падежи; -предложно-падежные конструкции единственного числа; -предложно-падежные конструкции единственного числа; - формы существительного множественного числа. - формы существительного множественного числа.
Формирование словоизменения прилагательных: Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа; Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа; Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах единственного числа; Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах единственного числа; Согласование прилагательного и существительного во множественном числе. Согласование прилагательного и существительного во множественном числе.
Примерные задания по закреплению согласования прилагательного с существительным: - игры в лото «Какого цвета?», «Какой формы?»; - игры в лото «Какого цвета?», «Какой формы?»; - ответы на вопросы о признаках предметов (какие по вкусу, по величине, по толщине, по высоте, по длине ит.д) - ответы на вопросы о признаках предметов (какие по вкусу, по величине, по толщине, по высоте, по длине ит.д) - упражнения на подбор к словам – предметам - упражнения на подбор к словам – предметам слов-признаков : лапша молодой слов-признаков : лапша молодой одеяло желтое одеяло желтое платье молочная платье молочная лось тёплое лось тёплое - исправь ошибки (У Маши красная яблоко. На озере плавали белый лебеди.) - исправь ошибки (У Маши красная яблоко. На озере плавали белый лебеди.) - измени слова данные в скобках. Коза щиплет (зелёная) траву. Дети рады (весеннее) солнышку. - измени слова данные в скобках. Коза щиплет (зелёная) траву. Дети рады (весеннее) солнышку. - допиши окончания (Петя читает интересн… книгу) - допиши окончания (Петя читает интересн… книгу)
Формирование словоизменения глагола: Согласование глаголов настоящего времени и существительного в единственном и множественном числе; Согласование глаголов настоящего времени и существительного в единственном и множественном числе; Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе (Заяц бежал, лиса …., звери…. ) Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе (Заяц бежал, лиса …., звери…. ) Дифференциация пар с возвратными глаголами (мыть – мыться, качать-качаться, прятать – прятаться и т.д.) Дифференциация пар с возвратными глаголами (мыть – мыться, качать-качаться, прятать – прятаться и т.д.) Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов (Мальчик рисует дом; Мальчик нарисовал дом) Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов (Мальчик рисует дом; Мальчик нарисовал дом)
Формирование умений словообразования: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (дом-домик, лиса-лисичка); Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (дом-домик, лиса-лисичка); Образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных ( пушистый – пушистенький); Образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных ( пушистый – пушистенький); Образование прилагательного от существительного (дерево-деревянный, железо – железный и т.д.) Образование прилагательного от существительного (дерево-деревянный, железо – железный и т.д.) Образование глаголов с различными приставками (налил-вылил, входят-выходят и т.д.) Образование глаголов с различными приставками (налил-вылил, входят-выходят и т.д.) Выбор родственных слов среди слов, сходных по звуковой структуре (лес-лесной, лесник, лестница) Выбор родственных слов среди слов, сходных по звуковой структуре (лес-лесной, лесник, лестница)
Формирование синтаксической структуры предложения: Двусоставные предложения (подлежащее- сказуемое), включающее существительное +глагол 3 лица настоящего времени (Дерево растет); Двусоставные предложения (подлежащее- сказуемое), включающее существительное +глагол 3 лица настоящего времени (Дерево растет); Другие двусоставные предложения (Вот дом. Дом большой.); Другие двусоставные предложения (Вот дом. Дом большой.); Распространенные предложения из 3-4 слов: Распространенные предложения из 3-4 слов: 1.субъект –предикат-объект (подлежащее, сказуемое, прямое дополнение) Например. Мальчик читает книгу; Например. Мальчик читает книгу;
2.субъект-предикат-объект-объект (подлежащее, сказуемое, прямое и косвенное дополнение) Например. Бабушка купила внучке коньки. Девочка рисует дом карандашом. 3. субъект –предикат- локатив (подлежащее, сказуемое, обстоятельство места). Например. Дети катаются на горке. 4. субъект –предикат- объект-локатив (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство места). Девочка рвёт цветы в саду. Сложносочинённые предложения; Сложносочинённые предложения; Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения.
Использование графических схем в процессе формирования синтаксической структуры предложения - субъект (подлежащее) - субъект (подлежащее) - предикат (сказуемое) - предикат (сказуемое) - объект (дополнение) - объект (дополнение) - локатив (обстоятельство) - локатив (обстоятельство)
Коза щиплет кору. Девочка гладит платье утюгом.
Алла рвёт цветы в саду. Виды заданий с использованием графических схем : графических схем : Подбор предложений к данной графической схеме; Подбор предложений к данной графической схеме; Запись предложений под соответствующей схемой; Запись предложений под соответствующей схемой; Самостоятельное придумывание предложений по данной схеме; Самостоятельное придумывание предложений по данной схеме; Составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме. Составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме.
Литература: Логопедическая работа в коррекционных классах. Р.И.Лалаева. Москва. Владос.1998 г. Логопедическая работа в коррекционных классах. Р.И.Лалаева. Москва. Владос.1998 г. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Л.Е.Ефименкова. М. «Просвещение». 1991г. Л.Е.Ефименкова. М. «Просвещение». 1991г.