Сводная конвенция МОТ о труде в морском судоходстве 2006 г.: достойные условия труда и жизни моряков Дани Аппаве Главный морской эксперт Отделение по деятельности судоходного сектора экономики Международное бюро труда
Краткое содержание презентации МОТ и ее деятельность в области судоходства? Зачем нужна Конвенция о труде в морском судоходстве? Проблемы, возникающие в связи с внедрением Конвенции о труде в морском судоходстве Выводы
Международная организация труда MOD~2OHP 1 Условия труда и отдыха – конвенции и рекомендации Для моряков: здоровье и социально-бытовое обслуживание, договор о найме на судно, репатриация, питание и столовое обслуживание, продолжительность рабочего времени и т.д. Краткие данные Структура МОТ: Международная организация труда (МОТ): Создана в 1919 г. на основании Версальского мирного договора; в 1946 г. стала первым специализированным учреждением ООН Международная конференция труда Руководящий орган Международное бюро труда Итог:
Конституция МОТ определяет: структуру, цели, задачи, процедуры и создание рабочих органов Трипартизм: правительства, работодатели и профсоюзы объединены общей целью - Теперь 182 участника ! - Маршалловы Острова присоединились к ратификации Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г. MOD~2OHP 2 Что такое МОТ?
MOD~2OHP 4 Что такое МОТ? Филадельфийская декларация - труд не является товаром; - свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса; - нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния; - все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояние и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей …
MOD~2OHP 5 Что такое МОТ? Права человека? > Всеобщая декларация прав человека, принята ООН в 1948 г., статьи 23 – 25 > Международный пакт о гражданских и политических правах, принят в 1966 г., вступил в силу в 1976 г. > МОТ представлена в Комиссии ООН по правам человека
MOD~2OHP 6 Международная организация труда 6 Политика и программы 6 Создание трудовых стандартов 6 Техническое сотрудничество 6 Исследования и публикации Международная конференция труда 6 Созывается ежегодно 6 Конвенции и рекомендации - принимает и отчитывается об их применении Руководящий орган 6 Определяет повестку дня Конференции 6 Руководит работой Бюро труда Международное бюро труда 6 Постоянный секретариат организации 6 Исполняет решения Конференции Что такое МОТ?
MOD~2OHP 9 Стандарты в области судоходства Конференции по вопросам судоходства Подготовительная техническая морская конференция Международная конференция труда, морская сессия Объединенная морская комиссия Постоянный орган по вопросам судоходства
Качественное судоходство = достойная работа Понятие качественное судоходство применимо к судну, его оператору, государству флага и МОРЯКАМ, работающим и живущим на судне Благополучный экипаж является более защищенным и эффективным Качество условий работы и отдыха – важная составляющая качественного судоходства Экономия за счет социальных и трудовых аспектов – незаслуженное преимущество для субстандартного судоходства Стресс для моряков Нечестная конкуренция со стороны судовладельцев и государств флага
МОТ - 88 лет деятельности для обеспечения качественного судоходства / достойной работы Международная организация труда всегда проявляла особую заботу о моряках. Одним из первых юридических документов, принятых МОТ, была Рекомендация 9 о создании морских кодексов в отдельных странах, 1920 г., принятая год спустя после создания МОТ. Рекомендация требовала создания международного морского кодекса, в котором были бы четко сформулированы права и обязанности, относящиеся к судоходному сектору. Принятые позже морские конвенции и рекомендации МОТ охватывали множество вопросов, касающихся условий работы и жизни моряков.
Почему МОТ решила разработать новую Конвенцию? В ответ на глобализацию МОТ в конце 90-х годов начала пересматривать все свои стандартные установки и надзорную деятельность, чтобы улучшить свои конвенции с целью достижения универсального одобрения и разработки более тщательного подхода к таким вопросам, как эффективное выполнение и соответствие. В 2001 г. судовладельцами и моряками в рамках Объединенной морской комиссии были совместно предложены новый подход и предпочтительные решения (Женевское соглашение) в отношении существующих документов, регламентирующих труд моряков, с целью лучшего обеспечения: всесторонней и эффективной защиты права моряков на достойные условия труда; равных возможностей для правительств и судовладельцев, предполагающих гибкость в выборе средств такой защиты и обеспечивающих разнообразие.
Причины изменений многие из существующих документов МОТ нуждались в актуализации с тем, чтобы отразить условия работы в морской отрасли; смена владельца, изменения в финансировании и появление управляющих судами компаний привело к значительным сдвигам на рынке труда для моряков; распространение сознательно набранных экипажей смешанного национального состава, входяших в высокоорганизованную всемирную сеть, объединяющую судовладельцев, операторов судов, менеджеров по работе с экипажем, агентств по найму моряков.
Причины изменений повышение интернационализации судовых регистров иудобных флагов; возникновение потребности в обеспечении равных возможностей и отсутствии эксплуатации работников; рост нагрузок и сложности в работе моряков, влияющих на их здоровье и социальную защищенность; высокий уровень детализации требований в сочетании со значительным числом конвенций привел к возникновению проблем при обеспечении соответствия и внедрении конвенций, а также к относительно низкому уровню ратификации некоторых основных конвенций.
Инновации, призванные повысить эффективность трудовых стандартов новая система эффективного внедрения и обеспечения соответствия – система сертификации для получения достойной работы –Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и Декларация о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве; –данная система сертификации применяется только к судам валовой вместимостью свыше 500, занятых в международных рейсах или рейсах между иностранными портами, но по просьбе судовладельцев может быть применена и к другим типам судов; –основанием служат имеющиеся доказательства соответствия требованиям данной Конвенции (статьи, правила и кодекс, часть А). положение оботмене благоприятного режима проверок призвано обеспечить равные условия для всех ( в контексте мер, принимаемых PSC)
Проблемы, связанные с внедрением Обеспечение необходимыми средствами, например, техническими средствами для проведения консультаций, обработки жалоб, организации проверок государствами флага, деятельности PSC; Обучение персонала Надзор за агентствами по подбору персонала Программы социальной защиты
Проблемы, стоящие перед морской отраслью: социальный диалог Для частичной отмены законов, изъятия и гибкого применения их положений необходимо проведение консультаций с представительными организациями судовладельцев и моряков на национальном уровне; потребность в укреплении социального диалога в морской отрасли на национальном уровне; желательность стационарного оборудования; в случае отсутствия соответствующих социальных партнеров на национальном уровне консультации можно проводить через Трехсторонний комитет.
Проблемы, стоящие перед морской отраслью: обеспечение соответствия требований закона и практики Закон и практика должны соответствовать Конвенции Необходимы соответствующие изменения или доработки Пример: ежегодный установленный законом отпуск для всех работающих в любой стране должен составлять, как минимум, 26 дней Государство должно внести в закон поправку о том, чтобы в виде исключения установить для моряков ежегодный отпуск, равный, как минимум, 30 дням
Проблемы, стоящие перед морской отраслью: отечественный флот Отечественный флот иногда оказывается субстандартным с точки зрения определенных требований Конвенции о труде в морском судоходстве Конвенция о труде в морском судоходстве применима ко всем типам судов, указанным в Конвенции Консультации с владельцами и моряками отечественных судов Необходимо очертить круг проблем, например, отсутствие трудовых контрактов, отсутствие официальных договоров о приеме на работу При необходимости следует внести изменения с помощью технических средств
Проблемы, стоящие перед государствами: проверки отечественных судов Необходимо проверить и сертифицировать все суда Большая часть судов не возвращается к своим государствам флага Проверки проводятся по всему миру Роль классификационных обществ Составление соглашений о делегировании полномочий Самоподготовка классификационных обществ
Проблемы, стоящие перед государствами: человеческие и денежные ресурсы Конвенция о труде в морском судоходстве применима ко всем типам судов, указанным в Конвенции Государствам флага необходим компетентный орган / администрация Надлежащее укомплектование судов квалифицированными моряками Проверка и сертификация Законодательство/регулирование/другие меры Осуществление юрисдикции и контроля Обеспечение выполнения Порядок подачи жалоб
Проблемы, стоящие перед морской отраслью: контроль укомплектования судов экипажем Государства, поставляющие рабочую силу, должны регулировать, контролировать и сертифицировать услуги по укомплектованию экипажем Только частное укомплектование экипажем, при этом должна применяться система лицензирования, сертификации или другая форма регулирования Принципы управления должны соответствовать законодательству / административным положениям / другим требованиям Конвенции Не должно быть платы за услуги, черных списков и т.п.
Стратегические цели, предусмотренные Планом внедрения Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г. Конец 2007 г.: 10 ратификаций или, как минимум, 15 % флота Начало 2008 г.: разработка и принятие руководства по PSC Конец 2008 г.: разработка и принятие руководства по проведению проверок государствами флага 2009 г.: 24 ратификации или 24 % флота 2010 г.: 30 ратификаций и 33 % флота 2011 г.: вступление в силу
Реально ли вступление Конвенции в силу в 2011 г.? Принятие обоих руководств (государств флага и порта) запланировано на сентябрь 2009 г. Подготовка материалов по подготовке намечена на начало 2009 г. Многие страны, находящиеся в процессе ратификации, прежде всего страны ЕС, могут ратифицировать Конвенцию до конца 2010 г. Завышена задача по процентному охвату флота К концу 2009 г. количество ратификаций должно достичь 24
Резюме текущей ситуации Конвенция о труде в морском судоходстве принята в феврале 2006 г. Реализация программы мероприятий началась в сентябре 2006 г. Ратификации: Либерия – 7 июня 2006 г., Маршалловы Острова – 25 октября 2007 г., Багамские Острова – 11 февраля 2008 г. 3 главных государства флага владеют 20 % мирового флота Вступление в силу: 30 государств- участников, владеющие 33 % мирового флота
Выводы Появление Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г. – хороший шанс для морской отрасли Цель – улучшение условий работы и жизни моряков, что должно привлечь их в морскую отрасль В судоходстве наблюдается недостаток рабочей силы Конвенция о труде в морском судоходстве должна повысить качество работы на судах для многих моряков Привлечение квалифицированных молодых людей к работе на судах Увеличение стажа работы экипажа на судне
Выводы Следовать положениям Конвенции о труде в морском судоходстве нужно уже СЕЙЧАС Государства, судовладельцы и суда должны быть готовы к вступлению Конвенции в силу Ведущая роль отводится классификационным обществам МОТ предоставляет техническую помощь Если начать действовать, когда Конвенция вступит в силу, может оказаться поздно, и могут возникнуть проблемы с соответствующими судами
Информация и контакты Веб-сайт МОТ: Информационные веб-страницы МОТ по морской отрасли: e/sector/sectors/mariti.htm Информация по Конвенции о труде в морском судоходстве на веб-сайте МОТ Электронная почта: или