Антимонопольный контроль на рынке автомобильного топлива Федеральная антимонопольная служба.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральная антимонопольная служба Антимонопольное регулирование цен на нефтепродукты А.Н. Голомолзин.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Применение биржевых механизмов в антимонопольном регулировании Москва, 2012 год.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
Методология определения продуктовых и географических границ оптовых и розничных рынков нефтепродуктов Федеральная антимонопольная служба А.Н. Голомолзин,
Москва, 2010 г. О ценообразовании на нефтепродукты в Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
Москва, 8-9 июля 2010 г. Российско-Американский Семинар по вопросу применения антимонопольного законодательства ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА И.Ю.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Защита конкуренции на рынке страховых услуг Федеральная антимонопольная служба Москва, 2009.
Товарные деривативы на примере рынка нефтепродуктов.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Конкурентная политика Москва, 2006 г.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Реализация полномочий по выдаче предписаний о реализации продукции на товарной бирже и согласование формирования стартовой.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для банковского рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Транксрипт:

Антимонопольный контроль на рынке автомобильного топлива Федеральная антимонопольная служба

Ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов в России олигопольный характер рынка; ВИНК занимают основную долю рынка; непрозрачное ценообразование (трансфертное); создание дискриминационных условий ; создание препятствий доступу на рынок; завышение цен на нефтепродукты; нарушение антимонопольного законодательства со стороны ВИНК носят систематический характер добыча нефти переработка нефти и производство нефтепродуктов оптовая и розничная реализация нефтепродуктов ВИНК

Рынок оптовый отличается от розничного по составу продавцов и покупателей, целевому использованию (для розницы преимущественно для личных нужд) ОптМелкий оптРозница НПЗ Трейдеры Нефтебазы Крупные оптовые покупатели Нефтебазы Доработка топлива Крупные покупатели (

Экспорт: Импорт:

Следствие монопольной составляющей: На федеральном рынке 3-4 ВИНК занимают доминирующие положение. Потребители стремятся выбрать поставщика по всей территории страны Поставщики, завышая отпускные цены, дискриминируя независимых покупателей, создавая препятствия заключения прямых контрактов, стремятся локализовать рынок Факт: потребитель (независимый трейдер) не приобретает по завышенной цене светлые нефтепродукты на близлежащем НПЗ, а приобретает товар на дальних НПЗ по эффективной цене. Со всех НПЗ мазут и дизельное топливо поставляются на экспорт и в подавляющее количество регионов страны, т.о.транспортные расходы не являются сдерживающим фактором для поставок в границах федерального рынка 6540 км 596 км

Регионы присутствия вертикально-интегрированных нефтяных компаний на региональных розничных рынках ОАО «ЛУКОЙЛ» ОАО «НК «Роснефть» ОАО «Газпром нефть» ОАО «ТНК – ВР Холдинг» ОАО «НК «Альянс» ОАО «Сургутнефтегаз» ОАО «Русснефть» АФК «Система» ОАО «Татнефть» им.В.Д.Шашина Независимые операторы

Дела о нарушении антимонопольного законодательства ( гг.) С гг. ФАС России и территориальные органы ФАС России возбудили более 250 дел на рынках нефтепродуктов. Из общего количества дел по нарушению антимонопольного законодательства на топливных рынках 2008: – согласованные действия по установлению, поддержанию цен на нефтепродукты – 54; – злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен, создание дискриминационных условий, необоснованный отказ от заключения договоров) – : – согласованные действия по установлению, поддержанию цен – 35; – злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен, создание дискриминационных условий, необоснованный отказ от заключения договоров) – 65.

8 Нормативное регулирование деятельности ФАС России Федеральный закон 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральный закон 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вводящий «оборотные» штрафы за нарушение антимонопольного законодательства Федеральный закон 53-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» возможность признания доминирующим положения компании, доля которой на рынке составляет менее 35%; уточнены понятия «монопольно высокая» и «монопольно низкая» цена товара; нет чисто количественного определения, а проводится качественный анализ рынка; презумпция доминирования естественных монополий в части пресечения злоупотребления доминирующим положением запрет «per se» для горизонтальных соглашений «программа освобождения от ответственности» расширены полномочия при проведении проверок хозсубъектов. оборотные штрафы; уголовная ответственность за картели (максимальное наказание – 7 лет лишения свободы) Поддержка Высшего Арбитражного Суда усилен инструментарий борьбы с картелями оценка слияний с точки зрения их воздействия на состояние конкуренции; повышение пороговых значений для сделок по слиянию; более жесткие требования к предоставляемой информации: раскрытие информации о конечных выгодоприобретателях по сделке обязательно; уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию усовершенствованы принципы контроля экономической концентрации

Крупнейшие дела ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (первая волна) В 2008 году ФАС России признала, что в 4 квартале 2007 года и 1 полугодии 2008 года крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании (ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ») нарушили часть 1 статьи 10 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в: - установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты; - создании дискриминационных условий для покупателей; - установлении экономически, технологически и иным образом необоснованных различных цен на нефтепродукты. Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг», а также постановления о наложении штрафа в размере 1,1 млрд. рублей. Содержащиеся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Так, Постановлением установлено, что: - географические границы товарного рынка – территория Российской Федерации; - коллективное доминирование открытых акционерных обществ «НК Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и «ТНК-BP Холдинг»; - продуктовые границы оптовых рынков - автомобильные бензины, дизельное топливо и авиационный керосин, поскольку названные реализуемые товары не могут быть заменены другими товарами при потреблении. Крупнейшие дела ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (первая волна )

Крупнейшие дела ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (вторая волна) В 2009 году Федеральная антимонопольная служба установила, что в начале 2009 года ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» осуществляли изъятие товара из обращения, результатом которого явилось повышение цены товара. ФАС России квалифицировала указанные действия как очередные нарушения Закона о защите конкуренции. Все решения и предписания ФАС России по данным делам также были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах. ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» По результатам судебных разбирательств ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» были заключены мировые соглашения с ФАС России Президиум Высшего арбитражного суда подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «Газпром нефть» (изъятие товара из обращения и создание дискриминационных условий) В настоящее время нефтяные компании оплатили штрафные санкции в бюджет Российской Федерации. Суммарный объем штрафов более 15 миллиардов рублей.

В феврале 2011г. ФАС России возбудила дела в отношение нефтяных компаний (третья волна) В течение 4 квартала 2010 года и января 2011 года были установлены и поддерживались монопольно высокие цены на дизельное топливо. ФАС России были возбуждены дела в отношении ВИНК

29 июля 2011 года Комиссия ФАС России признала факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Газпром нефть», путем установления монопольно высокой цены на дизельное топливо и на авиакеросин в период 4 квартала 2010 и начала 2011 года, а также в создании дискриминационных условий деятельности на указанных рынках. В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции было принято решение о прекращении дела в связи с добровольным устранением компанией нарушения и его последствий. Штрафные санкции в отношении ОАО «Газпром нефть» составили 979 млн. руб. 9 августа 2011 года Комиссия ФАС России признала факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Лукойл», путем установления и поддержания монопольно высоких цен на дизельное топливо в 4 квартале 2010 года – январе 2011 года. Штрафные санкции в отношении группы лиц ОАО «Лукойл» составили 600 млн. руб. Комиссией ФАС России принято решение о выделении эпизода на оптовом рынке авиационного керосина в отдельное производство, в связи с проведением дальнейшего исследования действий группы лиц ОАО «Лукойл». 10 августа 2011 года Комиссия ФАС России признала факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «НК «Роснефть», путем установления и поддержания монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиакеросин в 4 квартале 2010 года – январе 2011 года. В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссия приняла решение о прекращении дела в отношении ОАО «НК «Роснефть» о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением компанией нарушения и его последствий. Штрафные санкции в отношении группы лиц ОАО «НК «Роснефть» составили 1,7 млрд.руб. Крупнейшие дела ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (третья волна)

15

16 Динамика средних цен НПЗ Российской Федерации на бензин марки АИ-95 и Net Back бензина Premium Уфимской группы НПЗ и Кинеф на базисе ARA, по данным РТС и Кортес, за гг

Реализация бензина АИ-95 по данным одной из нефтяных компаний (октябрь 2011г) Конкуренция на рынках нефтепродуктов ограничена. Сбытовым компаниям, входящим в ВИНК, реализуют по ценам существенно ниже, чем для независимых АЗС, т.к. в рамках ВИНК происходит перераспределение центров доходов и затрат с розничного звена на оптовое, в связи с использованием ВИНКами трансфертного ценообразования.

19 Сопоставление биржевых цен и цен внебиржевых контрактов на бензины автомобильные, регистрируемых на ЗАО "СПбМТСБ"

С апреля 2011 года на внутреннем рынке стабилизировалась ситуация с автомобильными бензинами: цены находились в границах 27 – 28 тыс. руб/тн. При этом на НПЗ группы лиц ОАО «ТНК – ВР Холдинг» и ОАО «НК «Башнефть»был зафиксирован устойчивый рост цен, который достиг до 36 тыс. руб/тн. 25 ноября 2011 года ФАС России признала ОАО «АНК «Башнефть» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в установлении и поддержании монопольно высоких цен на оптовом рынке автомобильных бензинов в период с апреля по сентябрь 2011 года. В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции комиссия приняла решение о прекращении дела в отношении ОАО «АНК «Башнефть» о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением компанией нарушения и его последствий. Штрафные санкции составили 778 млн.руб. 23 декабря 2011 года ФАС России признала ОАО «ТНК-ВР Холдинг» пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в установлении и поддержании монопольно высоких цен на оптовом рынке автомобильных бензинов и создании дискриминационных условий в период с апреля по сентябрь 2011 года. На основании принятого решения компании будет выдано предписание. 20 Крупнейшие дела ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства (третья волна)

21 Динамика цен на топливо и потребительская инфляция в Российской Федерации в гг. (в процентах к декабрю 2006 года) В течение 4 квартала 2007 года и 1 полугодии 2008 года были установлены и поддерживались монопольно высокие цены. ФАС России были возбуждены дела в отношении ВИНК в январе-феврале и в мае-июне 2009 года на внутреннем рынке изымались нефтепродукты, что привело к повышению цены. ФАС России возбудила дела в отношении ВИНК В течение 4 квартала 2010 года и января 2011 года были установлены и поддерживались монопольно высокие цены на дизельное топливо. ФАС России были возбуждены дела в отношении ВИНК В течение 2 и 3 квартала 2011 были установлены и поддерживались монопольно высокие цены на автомобильные бензины. ФАС России были возбуждены дела в отношении ВИНК Рост цен в 2011 г. по отношению к 2007 г.: Юралс – 121,19% ДТ – 61,26 % Аи-76 – 56,4% Аи-92 – 41,74% Аи-95 – 41,16% Инфляция – 56,50%

22

23

Всего территориальными органами ФАС России в конце 2010 и начале 2011 года возбуждено 92 дела по нарушению антимонопольного законодательства на товарных рынках нефтепродуктов. Из общего количества дел: – злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен на нефтепродукты, создание дискриминационных условий, необоснованный отказ от заключения договоров) – 58; – согласованные действия хозяйствующих субъектов по установлению, поддержанию цен на нефтепродукты – 34. По результатам рассмотрения дел в конце 2010 и начале 2011 года: Факт нарушения антимонопольного законодательства подтвердился в 51 случае (из них по статье 10 – 33 дел, по статье 11 – 18 дел), по 29 делам рассмотрение продолжается в настоящее время (из них по статье 10 – 14 дел, по статье 11 – 5 дел), производство по делу прекращено (в связи с не подтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства) – в 22 случаях (из них по статье 10 – 11 дел, по статье 11 – 11 дел). 24 Дела территориальных органов ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства

контроль 1. реализовать инвестиционные программы, направленные на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей, предусматривающие поэтапный переход на производство более качественных видов нефтепродуктов; В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства, необходимостью модернизации производственных мощностей нефтяных компаний и повышения качества, поставляемых на товарные рынки Российской Федерации нефтепродуктов были заключены 4-сторонние Соглашения с нефтяными компаниями Ростехнадзор Росстандарт 2. обеспечить начиная с 2015 года производство светлых нефтепродуктов в объеме, составляющем не менее 20% от объема добытой в Российской Федерации нефти, и поставку их на внутренний рынок, обеспечив устойчивое, не допускающее перерывов, предложение нефтепродуктов на рынке Российской Федерации в соответствии со складывающимся уровнем спроса. контроль ФАС России в пределах своих полномочий обеспечивает контроль соблюдения нефтяными компаниями обязательств Соглашения, и, в случае их невыполнения, принимает решение о возбуждении дела, по результатам рассмотрения которого могут быть приняты санкции.

Поставки нефтепродуктов через биржу: основные проблемы 1. Низкая ликвидность биржевого рынка нефтепродуктов: недостаточный объем предложения на биржевых торгах на конкретных базисах поставки; 2. Отсутствие анонимности торгов: информация о лицах, подавших заявки на продажу товара, известна другим участникам путем сопоставления базисов поставки и характеристик товара с деятельностью ВИНК; 3. Отсутствие конкуренции между продавцами в торговой сессии; 4. Нерегулярность продаж нефтепродуктов на товарных биржах с неравномерным распределением объема по торговым сессиям в течении месяца; 5. Заключение сделок с лицами, входящих в одну группу с продавцами нефтепродуктов в условиях отсутствия анонимности торгов.

Результаты биржевых торгов пока не являются индикатором внутреннего рынка На оптовом рынке нефтепродуктов отсутствует прозрачное ценообразование. Существует необходимость в определении индикатора, которые бы служил ориентиром при формировании цен на нефтепродукты. ФАС России совместно с ФСФР России завершены проверки деятельности ЗАО «СПбМТСБ», НП «МБНК», а также ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург». В рамках проверки было установлено, что не созданы необходимые условия рыночного ценообразования: - отсутствие анонимности торгов, - совершение сделок между лицами, входящими в одну группу лиц, - выставление продавцами заявок на продажу партий крупных объемов, -нарушение порядка определения победителей биржевых торгов нефтепродуктами, который установлен правилами биржевой торговли соответствующих товарных бирж.

Дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении биржевых организаций 8 июня 2011 года ФАС России возбудила дела в отношении НП «МБНК» и ЗАО «СПбМТСБ». ФАС России усматривала в деятельности бирж признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в том числе выразившегося в нарушении порядка определения победителя или победителей торгов при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. 10 ноября 2011 ФАС России признала биржи нарушившими антимонопольное законодательство: СПбМТСБ Нарушение выразилось в создании преимущественных условий отдельным участникам торгов, а также нарушении порядка определения победителей торгов, установленного правилами биржевой торговли (п. 2,3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции) МБНК НП «МНБК» также нарушило правила биржевой торговли, что привело к нарушению порядка определения победителей торгов (пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Принципы проведения конкурентных организованных торгов («третий антимонопольный пакет») Объем продаваемого на товарной бирже товара доминирующим хозсубъектом составляет не менее величины, установленной ФАС России и ФОИВом Реализация на товарном бирже товара проводится регулярно с равномерным распределением объема по торговым сессиям в течение календарного месяца. Критерии регулярности и равномерности реализации товара определяются Правительством РФ Регистрация доминирующим хозсубъектом внебиржевых сделок (порядок определяется Правительством РФ) Минимальный размер биржевого лота не препятствует доступу на товарный рынок Требования к соблюдению конфиденциальности информации о лицах, подавших соответствующие заявки на участие в торгах, в том числе путем подачи заявок брокеру

Комплекс мер разработанный ФАС России направленный на повышение конкурентной торговли нефтепродуктами на внутреннем рынке 1. Изменения в законодательстве РФ -- Реализация положений «третьего антимонопольного пакета», в части формирования условий ликвидной биржевой торговли - Перераспределение фискальной нагрузки на нефтяные компании, в целях стабилизации ситуации на рынках нефтепродуктов. - Принятие законопроектов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» 2. Соблюдение антимонопольного законодательства 3.Создание достаточных условий ликвидности биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами

уточняется порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории РФ и оказывающих влияние на конкуренцию в России определяется круг сделок иностранных компаний, подлежащих согласованию с антимонопольным органом Иностранный инвестор более узкое определение картеля уголовная ответственность только за заключение горизонтальных соглашений согласованные действия декриминализированы из понятия «картель» исключаются вертикальные соглашения отсутствие картеля в одной группе лиц О картеле (ст.11 Закона о защите конкуренции) за злоупотребление доминирующим положением, результатом которого не является ограничение конкуренции, вводится фиксированный штраф - от 1 до 5 млн. рублей (кроме злоупотреблений доминирующим положением субъектом естественной монополии) Злоупотребление доминирующим положением методические указания по расчету справедливой цены обязанность ФАС России оценивать справедливую биржевую цену «Монопольно высокая цена» для признания действий согласованными возникает обязанность устанавливать, что эти действия были заранее известны каждому из участников, без изменения самой процедуры установления указанных обстоятельств Согласованные действия положения ст.178 УК РФ не распространяются на осуществление согласованных действий, уголовно преследуется заключение соглашения, при том условии, что такое соглашение заключено хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть осуществляющими свою деятельность на одном товарном рынке В статью 178 УК РФ Третий антимонопольный пакет

соглашения между потенциальными конкурентами квалифицируются как картель «Потенциальный конкурент» и картель «потенциальный конкурент» «прямой контроль» «косвенный контроль» «группа лиц» «приобретаемое лицо» Изменения в основные понятия ведение реестров лиц, привлеченных к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением в части проведения проверок: документарная форма проверки, дополняется перечень оснований для проведения внеплановой проверки Новые полномочия антимонопольного органа снижение административной нагрузки: повышаются пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется согласие на совершение сделок, иных действий. вдвое повышаются пороговые значения активов компаний по уведомлениям Контроль за экономической концентрацией Третий антимонопольный пакет

Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» Законопроект формулирует понятийный аппарат, связанной с реализацией моторных топлив, также формулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке, в том числе: - компаниям, доминирующим на соответствующем товарном рынке, запрещается совмещать оптовую реализацию и розничную реализацию нефтепродуктов; - не допускать сделок слияний и приобретений или выделение земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает пороговое значение; - предоставлять услуги по хранению на недискриминационных условиях (в случае если доля емкости хранилища превышает пороговое значение от общей емкости хранилищ в субъекте Российской Федерации); - приоритетность предоставления услуг по транспортировке ж/д и трубопроводным транспортом при приобретении на биржевых торгах; - обязательный учет затрат и доходов по основным видам деятельности; - обязательная публикация информации по остаткам нефтепродуктов в нефтехранилищах.

Изменения в механизм установления ставок пошлин на нефть и нефтепродукты (60-66) В 2003 г. был принят механизм установления экспортных пошлин с высоким уровнем ставки для «светлых» нефтепродуктов и низким уровнем ставки для «темных». ФАС России был против и предлагал устанавливать единые ставки для «темных» и светлых» нефтепродуктов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2011 г. 716 внесены изменения в расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, которые выравнивают ставки на светлые и темные нефтепродукты и составляют 0,66 от величины ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть. Настоящее постановление вступило в силу с 1 октября 2011 г. Но одновременно ФАС России предлагал применять единообразный гибкий механизм для исчисления не только НДПИ и ставок таможенных пошлин, но и для исчисления акцизов.

35 Ставки акцизов в соответствии с принятыми изменениями в статью 193 части второй Налогового кодекса ставка акциза, руб/т ранее2011 г. прирост ставок акциза в 2011 г. по сравнению с 2010г.1 января 2012 г. прирост ставок акциза в 2012 г. по сравнению с 2011г. 1 июля 2012 г.2013 г.2014 г. Бензин автомобильный Класс 2 и ниже ,2%772528,9% Класс ,1%738230,1% Классы ,8%682232,6% Классы дизельное топливо Класс 2 и ниже ,7%409848,9% Класс ,2%381453,5% Классы ,1%356258,5% Классы

Налоги на потребителя проект федерального закона «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» Дизельное топливо: не соответствующий классу 3,4 и 5 НС= ,2х(МЦ-90) класс 3 НС= ,42х(МЦ-90) класс 4 и 5 НС= ,25х(МЦ-90) Автомобильный бензин: не соответствующий классу 3, 4 и 5 НС= ,47х(МЦ-90) класс 3НС= ,7х(МЦ-90) класс 4 и 5НС= ,32х(МЦ-90) Целью законопроекта является снижение влияния роста мировых цен на ценовую ситуацию на внутреннем рынке за счет адекватного снижения налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) на внутреннем рынке в период роста мировых цен на нефть выше запланированного уровня. При превышении мировой цены на нефть сырую марки «Юралс» порогового значения в 90 долларов США за баррель, ставка акциза рассчитывается по формуле: Дифференциация налоговой нагрузки в зависимости от мировых цен на нефть уже реализуется в мировой практики. Примером могут служить США, которые при росте цен на нефть в 2010 году предприняли снижение налоговой нагрузки в секторе розничной торговли с 22 % до 15 %, в Великобритании снизили на 1 пенс на литр топливный налог, а до этого было принято решение не повышать топливный налог на 5%. Проектом закона также предлагается отказаться от дальнейшей ступенчатой ежегодной индексации акцизов в 2012 и 2013 гг. и предусматривается ежегодная индексация налоговых ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо с темпом инфляции с коэффициентом 0,9.

ФАС России был разработан план мероприятий по стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, в соответствии с которым были направлены письма в нефтяные компании о необходимости обеспечить устранение дискриминационных условий реализации и обеспечить равный доступ к нефтепродуктам для независимых участников. План мероприятий, в том числе включает в себя следующее: 1. Осуществить внеплановые проверки нефтяных компаний и товарно-сырьевых бирж на предмет соблюдения нефтяными компаниями требования предписаний ФАС России, а также осуществить проверку устанавливаемых цен в рамках биржевых торгов. 2. Подготовить поправки в КоАП, направленные на установление санкций за отсутствие регистрации внебиржевых контрактов в размере 1 млн.рублей за 1 контракт. 3. Информирование Полномочных Представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах о сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. ФАС России принял участие в совещании, проведенном Полпредам в Северо-Западном федеральном округе и в Приволжском федеральном округе. Помимо этого ФАС России было дано поручение об усилении контроля территориальными органами за ситуацией на рынке нефтепродуктов. План мероприятий по стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов

Предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен: - сопоставимые цены зарубежных рынков - биржевые котировки - внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты -Ценовой арбитраж между ними позволит сформировать внутренний индикатор цен на нефтепродукты Законопроект «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации»

Переход к расчетам оптовой цены на нефтепродукты по формуле I. Р=(ВК – ЭП – L)*К+ акциз + НДС ± Р – цена приобретения на территории Российской Федерации; ВК - внешняя котировка (Platts, …) ЭП – экспортная пошлина на вывоз нефтепродуктов L – транспортная логистика от НПЗ до места реализации внешнего рынка (Роттердам, Сингапур, Средиземноморье); К – курс доллара США к рублю на дату исполнения контракта; – дифференциал, который учитывает особенности оборота нефтепродуктов на территориях Российской Федерации (значение должно быть конкретизировано) II.P = Внутр.К ± Внутр.К – внутренние котировки с привязкой к индексу ЭТП и/или биржи, и/или композитный (ЭТП/биржа + прямые контракты)

1. Индексы цен внебиржевого внутреннего рынка Ценовые параметры сделок, заключенных на внебиржевом рынке, как экспортные контракты, так и на поставку на внутренний рынок. В целях повышения репрезентативности важным вопросом является обеспечение обязательной регистрации ВИНК долгосрочных договоров поставки нефтепродуктов путем введения административной ответственности за нерегистрацию. По данным ЗАО «СПбМТСБ» на 1 декабря 2011 года: 2. Индексы биржевых цен Торги должны проходить на бирже, отвечающим требованиям «третьего антимонопольного пакета». Объем реализации должен составлять не менее 15 процентов объемов произведенных нефтепродуктов в течение календарного года Законопроект «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» Наименование ОАО «Газпром нефть» ЗАО «Альянс Ойл» ОАО «ТНК – ВР Холдинг» ОАО «Газпром нефтехим Салават» ОАО «Таиф – НК» ОАО «Сургутнефтегаз» Приступили к регистрации: На стадии подготовки: Наименование ОАО «НК «Роснефть» ОАО «Лукойл» ОАО «АНК «Башнефть» ОАО «Татнефть»

Спасибо за внимание!