27 мая 2008 года г. Саратов Правовые основы программно-целевых методов государственного управления
Советский период– годы Съезды КПСС – утверждали программы партии на несколько десятилетий, содержащие наряду с партийной, политической и идеологической тематикой разделы, определяющие основные цели, ключевые направления в социальной и экономической сферах (долгосрочная стратегия). Пленумы КПСС – утверждали Основные направления социально-экономического развития страны на очередные пять лет (среднесрочная стратегия).
Верховный Совет СССР – на основе предыдущих документов утверждал Программы социально- экономического развития страны на очередную пятилетку (среднесрочные стратегические планы). Верховный Совет СССР – утверждал бюджет и годовые планы развития народного хозяйства страны.
с середины 90-х годов появляются первые нормативные документы, формирующие программно-целевой подход Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» В законе определены: - основные понятия, - характеристика программно-прогнозных документов, - рамочные процедуры
Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ"О поставках продукции для федеральных государственных нужд" с середины 90-х годов появляются первые нормативные документы, формирующие программно-целевой подход – впервые на уровне закона дается определение федеральных целевых программ (ФЦП) - определяются основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» - у- утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ - методическое руководство и координация работ возложены на министерство экономики РФ
Нормативные документы Саратовской области Закон Саратовской области от 30 июля 2001 г. N 36-ЗСО «О прогнозировании и программах социально- экономического развития в Саратовской области» Статья 1. Основные понятия Статья 2. Система прогнозов социально-экономического развития области Статья 3. Органы, ответственные за разработку прогнозов социально- экономического развития области Статья 4. Прогноз социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу Статья 5. Концепция социально-экономического развития области Статья 6. Прогноз социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу Статья 7. Программа социально-экономического развитии области Статья 8. Прогноз социально-экономического развития области на краткосрочную перспективу Статья 9. Этапы разработки прогноза социально-экономического развития области на краткосрочную перспективу Статья 10. Разработка прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований области
Шаги предпринятые в Саратовской области по повышению эффективности управления Постановление Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 г. N 61-П «О порядке разработки и реализации областных целевых программ» Цель документа – привнести новое качество и создать системность в управлении и планировании деятельности Правительства области. Основные проблемы до принятия настоящего документа: - сложившаяся практика принятия программ, необеспеченных в полной мере финансированием за счет средств областного бюджета; - отсутствие четких требований к форме и содержанию программ, затрудняющее процесс отбора приоритетных проблем и программ для их разработки реализации; - несовершенство механизма контроля и оценки эффективности и результативности реализации программ.
Постановление Правительства области от 3 июня 2003 года 61-П «О порядке разработки и реализации областных целевых программ» Что же принципиально нового привнес этот документ: - повысилась ответственность министерства экономики как координатора разработки и реализации всех целевых программ; - обязательным условием начала разработки является решение Губернатора с подготовленным министерством-заказчиком обоснованием необходимости и целесообразности данной программы, а так же обязательным заключением министерства экономики; - определена четкая структура программного документа; - определена жесткая норма – ежегодно рассматривать итоги выполнения всех программ; - внесено положение о возможности досрочного прекращении программ; - по результатам завершения или прекращения программы Губернатором обязательно дается оценка итогов деятельности государственного заказчика программы.
Совершенствование нормативно- правовой базы Цели и задачи Практическая часть Оценка эффективности Система целевых показателей, необходимых для текущей и завершающей оценки программы Система целевых показателей, необходимых для текущей и завершающей оценки программы Мероприятия с определением содержания работ, ресурсов, исполнителей, сроков и ожидаемых результатов Мероприятия с определением содержания работ, ресурсов, исполнителей, сроков и ожидаемых результатов Цели- определение необходимых результатов, которые предполагается достичь. Задачи - определяют пути (направления, способы) достижения целей. Цели- определение необходимых результатов, которые предполагается достичь. Задачи - определяют пути (направления, способы) достижения целей. Анализ развития проблемной ситуации, возможные способы ее решения Анализ развития проблемной ситуации, возможные способы ее решения
Совершенствование нормативно- правовой базы Постановление Правительства Саратовской области от 30 января 2006 года 29-П «О внесении изменений в постановление Правительства области от 3 июня 2003 года 61-П «О порядке разработки и реализации областных целевых программ» - установлены четкие требования к структуре и содержанию обоснования о необходимости разработки областной целевой программы - усилен контроль за ходом выполнения областных целевых программ, введен ежеквартальный мониторинг - установлены обязательные требования к формированию системы ориентиров и показателей для оценки эффективности реализации областных целевых программ
Совершенствование нормативно- правовой базы Постановлением Правительства области от 21 декабря 2007 года 453-П внесены изменения в Положение о порядке разработки и реализации областных программ Повышены требования к обоснованиям для разработки новых программных документов Четко определено содержание разделов будущей программы, изменены сроки ее рассмотрения (до 1 июля) Предоставлена возможность органам местного самоуправления и общественным организациям принимать участие и общественным организациям принимать участие в подготовке и обсуждении новых программных документов в подготовке и обсуждении новых программных документов Определены предпосылки для досрочного прекращения программ для досрочного прекращения программ
Совершенствование нормативно- правовой базы Распоряжение Правительства Саратовской области от 1 марта 2005 года 56-П «О методике оценки областных целевых программ» Интегральный показатель рейтинга областной целевой программы Наличие целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы Уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры Соответствие Программы системе приоритетов социально- экономического развития страны и региона Постановка в Программе задач, условием решения которых является применение программно- целевого метода Организация управления и контроля за ходом исполнения программы К о м п л е к с н ы е к р и т е р и и
Постановление Правительства области 48-П от 19 февраля 2008 года 48-П от 19 февраля 2008 года «Положение о порядке проведения оценки эффективности областных целевых программ» Совершенствование нормативно- правовой базы В новой методике акцентируются результаты и эффективность реализации программы Система комплексных критериев оценки программы Соответствие программы системе приоритетов социально- экономического развития страны и области Соответствие целевых показателей и индикаторов программы ее целям и задачам Финансовое обеспечение программы Организация управления и контроля за ходом реализации Адекватность системы программных мероприятий ее целям и задачам Достижение целей программы и степень выполнения программных мероприятий
Итоги совершенствования нормативных документов С 2004 по 2007 годы досрочно прекращено действие 9-ми областных целевых программ, ряд программ одной направленности объединены Достигнута оптимизация количества программ: в 2003 году – 54 программы в 2006 году – 33 программы в 2007 году 39 программ Расширяется спектр проблем, по которым применяется программный метод - доля средств на реализацию ОЦП в программный метод - доля средств на реализацию ОЦП в областном бюджете возросла с 5% в 2004г. до 10% в 2007г. Уровень финансового обеспечения программ из областного бюджета возрос с 19% в 2003 году до 62,4% в 2007 году
Основные задачи и направления программно-целевых методов управления Внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам Внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам Подготовка долгосрочного стратегического плана развития Саратовской области до 2025 года Подготовка долгосрочного стратегического плана развития Саратовской области до 2025 года Ранжирование и корректировка целевых программ Ранжирование и корректировка целевых программ в соответствие со стратегическими целями в соответствие со стратегическими целями Внедрение в процесс бюджетного планирования ведомственных целевых программ Внедрение в процесс бюджетного планирования ведомственных целевых программ Распределение бюджетных ресурсов в соответствии с ожидаемыми социально-экономическими результатами деятельности участников бюджетного процесса в рамках жестких бюджетных ограничений Распределение бюджетных ресурсов в соответствии с ожидаемыми социально-экономическими результатами деятельности участников бюджетного процесса в рамках жестких бюджетных ограничений
27 мая 2008 года г. Саратов Правовые основы программно-целевых методов государственного управления