Работа выполнена в рамках проекта : «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ- компетентности» по программе «Информационные технологии в управлении образованием».
Работу выполнили: Тарасцова Людмила Николаевна Тарасцова Людмила Николаевна, зам.директора по УВР, высшая квалификационная категория. Лагунова Тамара Николаевна Лагунова Тамара Николаевна, зам.директора по УВР, высшая квалификационная категория, МОУ- средняя общеобразовательная школа 8 г. Искитима Новосибирской области.
Теоретические сведения Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Примеры предложений на данную пунктограмму. Исследования синтаксического материала.
Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Тире ставится: Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже. Если подлежащее и сказуемое выражены числительным. Если подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола. Если один главный член предложения неопределенная форма глагола, а другой- имя существительное. Перед указательными словами это, вот, это значит.
Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Тире не ставится: Если подлежащее выражено личным местоимением. Если в роли связки выступают союзы словно, будто, точно, как. Перед сказуемым стоит частица не. Если сказуемое выражено именем прилагательным.
Исследование синтаксического материала. Александр Пушкин является писателем. ЗАДАНИЯ: Определите основу. Охарактеризуйте сказуемое. Замените глагол – сказуемое на глагол – связку есть. Запишите получившееся предложение.
Примеры предложений. Тире ставится: Знание - это сила. Жизнь прожить - не поле перейти. Наша Волга - самая красивая река. Имя твое - птица в руке.
Исследование синтаксического материала. Творческий диктант. Задание: Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. Что для этого нужно сделать? Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением. Основу полвести составляют картины восстания Пугачева. Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
Исследование синтаксического материала. Деловая игра «Я учитель». Задание: Проверьте «работы учеников», найдите неправильный ответ, объясните, в чем ошибка. Умение слушать – это великое искусство. Дежурный сегодня Семенов. Это против нашего закона – поминать старое. Первый долг человека – передавать другим свое ремесло. Стать художником – моя мечта.
Проверочная работа. Карточка 1 Задание : Поставьте, где надо, тире между подлежащим и сказуемым; где не надо, обведите номер предложения в кружок. Сердца такие же моторы, душа такой же двигатель. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра. Старость не радость. Пятью пять двадцать пять. Славные люди наши соседи. Великое дело новость. Человек вот правда жизни. Южная ночь таинственна и прекрасна. Чувствовать себя выше людей удовольствие все-таки.
Проверочная работа. Карточка 2. Ученье вот чума, ученость вот причина, что нынче, чем когда, разумных развелось людей, и дел, и мнений. Самые счастливые люди невежды, а слава удача. Лень и есть лень, слабость и есть слабость. Моя солдатская шинель как печать отвержения. Но объяснение не оправдание. Федор знал, что Артем свой парень. Природа не храм, а мастерская. Море чудесное, синее, нежное. Твои речи будто острый нож.
Подведение итогов урока. Итак, вы узнали, что тире – это знак препинания. Он может ставиться между подлежащим и сказуемым. Познакомились с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым. Научились применять теоретические знания на практическом материале.