Переход к инновационной экономике и задачи аудита эффективности ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
2 Переход к инновационной экономике Расходы на образование в % к ВВП Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП Доля высокотехнологичных секторов в добавленной стоимости, % Доля инновационной продукции в объеме промышленной продукции, %
3 Инновации – движущая сила продуктивного экономического роста Корреляция между затратами на науку / инновации и ростом ВВП 1% % (ОЭСР) Рост наукоемкости и инновационной активности всех секторов экономики Усиление ориентации науки на потребности экономики Корреляция между затратами на науку / инновации и ростом ВВП 1% % (ОЭСР) Рост наукоемкости и инновационной активности всех секторов экономики Усиление ориентации науки на потребности экономики Инновации Компании/университеты Малые фирмы Частный капитал/венчуры Сетевые связи Комплексность институтов/политики Инновации Компании/университеты Малые фирмы Частный капитал/венчуры Сетевые связи Комплексность институтов/политики НИОКР НИИ Крупные предприятия Государственное финансирование Институциональные барьеры Фрагментарность политик НИОКР НИИ Крупные предприятия Государственное финансирование Институциональные барьеры Фрагментарность политик Страны-лидеры «новой экономики» Россия Институты
4 Эффективность инновационной деятельности: утрата конкурентных преимуществ %
5 Публикации в ведущих научных журналах мира 2.3%, 11-е место ( , 1980 – 3) Китай – 4.2%, 6-е место (1995 – 1.6%, 14-е место) Объем экспорта технологий Россия – 0.4 млрд. $ Австрия – 2.4 млрд. $ США – 57.4 млрд. $ Доля на мировом рынке высокотехнологичной продукции Россия – 0.3% Сингапур, Корея, Тайвань – по 4-8% Уровень инновационной активности в промышленности Россия – 9.3% (1992 – 16.3%) ЕС: 27% (Греция) – 75% (Ирландия) Показатели результативности науки и технологий: утрата конкурентных позиций
6 Публикации в ведущих научных журналах мира 2.3%, 11-е место ( , 1980 – 3) Китай – 4.2%, 6-е место (1995 – 1.6%, 14-е место) Объем экспорта технологий Россия – млн. $ Австрия – 2.4 млрд. $ США – 57.4 млрд. $ Доля на мировом рынке высокотехнологичной продукции Россия – 0.3% Сингапур, Корея, Тайвань – по 4-8% Уровень инновационной активности в промышленности Россия – 9.3% (1992 – 16.3%) ЕС: 27% (Греция) – 75% (Ирландия) Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета (в постоянных ценах 1991 г.) Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета (в постоянных ценах 1991 г.) Показатели результативности науки и технологий: утрата конкурентных позиций
Масштабы научно-инновационной сферы (2006) Число научный организаций 3622 Число высших учебных заведений 1090 Численность занятых в науке тыс. чел. Стоимость основных средств науки млрд. руб. Число инновационно-активных предприятий 3285 Число патентных заявок 37.7 тыс. Число научный организаций 3622 Число высших учебных заведений 1090 Численность занятых в науке тыс. чел. Стоимость основных средств науки млрд. руб. Число инновационно-активных предприятий 3285 Число патентных заявок 37.7 тыс. Объемы инвестиций Затраты на науку млрд.руб. Бюджетные расходы на образование млрд. руб. Затраты на инновации млрд. руб. Венчурные фонды 30 млрд. руб. (в т.ч. Российская венчурная компания 15 млрд. руб.) Роснанотех 130 млрд. руб.
Результативность науки и технологий: что делать? Рост вложений сам по себе не дает нужного результата Направление 1: перераспределение ресурсов с ориентацией на достижение лучших результатов Направление 2: изменение институциональной среды, приводящее к более результативному и эффективному использованию ресурсов Оба направления требуют для своей реализации развития аудита эффективности Рост вложений сам по себе не дает нужного результата Направление 1: перераспределение ресурсов с ориентацией на достижение лучших результатов Направление 2: изменение институциональной среды, приводящее к более результативному и эффективному использованию ресурсов Оба направления требуют для своей реализации развития аудита эффективности 8
Аудит эффективности как условие рационального использования ресурсов и создания эффективных институтов Неограниченных ресурсов не бывает и их всегда меньше, чем хотелось бы – проблема в том, как максимально рационально и эффективно использовать имеющиеся Важное условие рационального распределения и использования ресурсов – широкое внедрение вневедомственного и внутриведомственного аудита эффективности, а также механизмов самооценки Аудит эффективности позволяет также выявить институциональные условия, препятствующие повышению эффективности деятельности Неограниченных ресурсов не бывает и их всегда меньше, чем хотелось бы – проблема в том, как максимально рационально и эффективно использовать имеющиеся Важное условие рационального распределения и использования ресурсов – широкое внедрение вневедомственного и внутриведомственного аудита эффективности, а также механизмов самооценки Аудит эффективности позволяет также выявить институциональные условия, препятствующие повышению эффективности деятельности 9
Цели аудита эффективности при переходе к инновационной экономике Повышение эффективности стратегического и оперативного управления Повышение эффективности бюджетных расходов Создание благоприятной среды для повышения вклада науки и инноваций в рост конкурентоспособности национальной экономики Все три цели должны рассматриваться в комплексе! Аудит научных организаций, вузов и инновационных компаний существует в большинстве стран Европы, в Японии и США. В странах СНГ он начал проводиться в Казахстане, Беларуси, Молдове Повышение эффективности стратегического и оперативного управления Повышение эффективности бюджетных расходов Создание благоприятной среды для повышения вклада науки и инноваций в рост конкурентоспособности национальной экономики Все три цели должны рассматриваться в комплексе! Аудит научных организаций, вузов и инновационных компаний существует в большинстве стран Европы, в Японии и США. В странах СНГ он начал проводиться в Казахстане, Беларуси, Молдове 10
Необходимые предпосылки аудита эффективности Четкое определение приоритетов, целей и задач политики, выраженных системой количественных показателей (измерение результатов) Полный и детальный учет ресурсов с учетом их возможной взаимозаменяемости и дополняемости Прозрачность процессов достижения результатов Четкое определение приоритетов, целей и задач политики, выраженных системой количественных показателей (измерение результатов) Полный и детальный учет ресурсов с учетом их возможной взаимозаменяемости и дополняемости Прозрачность процессов достижения результатов 11
Что является предметом аудита эффективности Результативность деятельности – степень достижения целей и решения задач по сравнению с запланированными Продуктивность деятельности – соотношение между полученными результатами и использованными ресурсами Экономичность деятельности – возможность получения больших и/или лучших результатов при том же уровне использования ресурсов или тех же результатов (если нет необходимости в их увеличении) при меньших ресурсах Актуальное направление аудита в инновационной сфере – уровень исследований, разработок, инноваций по сравнению с мировым Результативность деятельности – степень достижения целей и решения задач по сравнению с запланированными Продуктивность деятельности – соотношение между полученными результатами и использованными ресурсами Экономичность деятельности – возможность получения больших и/или лучших результатов при том же уровне использования ресурсов или тех же результатов (если нет необходимости в их увеличении) при меньших ресурсах Актуальное направление аудита в инновационной сфере – уровень исследований, разработок, инноваций по сравнению с мировым 12
Ограничения аудита эффективности Аудит эффективности, как правило, не приводит к оценке эффективности направления политики или организации в целом. Он ограничен оценкой эффективности конкретных направлений деятельности или использования конкретных ресурсов Аудит эффективности направлен на выработку конкретных выводов и рекомендаций Пример неудачного применения процедур, сходных с аудитом эффективности: процедура аккредитации научных организаций, существовавшая в РФ до 2005 г. – аккредитацию получали практически все научные организации, подававшие документы, но не могли по формальным основаниям получить ВУЗы и предприятия Аудит эффективности, как правило, не приводит к оценке эффективности направления политики или организации в целом. Он ограничен оценкой эффективности конкретных направлений деятельности или использования конкретных ресурсов Аудит эффективности направлен на выработку конкретных выводов и рекомендаций Пример неудачного применения процедур, сходных с аудитом эффективности: процедура аккредитации научных организаций, существовавшая в РФ до 2005 г. – аккредитацию получали практически все научные организации, подававшие документы, но не могли по формальным основаниям получить ВУЗы и предприятия 13
Результаты аудита эффективности -1 Проверка обоснованности постановки целей и задач Выявление факторов и обстоятельств, препятствующих достижению целей и решению задач или приводящих к избыточному потреблению ресурсов Оценка полноты использования конкретных ресурсов для достижения поставленных целей и решения задач Оценка возможностей более рационального перераспределения между различными видами ресурсов Выработка рекомендаций по более рациональной организации процессов работы (достижения результатов) Проверка обоснованности постановки целей и задач Выявление факторов и обстоятельств, препятствующих достижению целей и решению задач или приводящих к избыточному потреблению ресурсов Оценка полноты использования конкретных ресурсов для достижения поставленных целей и решения задач Оценка возможностей более рационального перераспределения между различными видами ресурсов Выработка рекомендаций по более рациональной организации процессов работы (достижения результатов) 14
Результаты аудита эффективности -2 Результаты аудита в сфере инноваций как основа для выработки государственной политики (мировой опыт): Присвоение/лишение статуса, членства в научных сообществах, поддерживаемых государством (Германия, Франция) Рекомендации по направлениям и масштабам финансовой поддержки научных и иных инновационных организаций (большинство развитых зарубежных стран) Рекомендации по продолжению/прекращению финансирования проектов, уже реализуемых организацией (США) Результаты аудита в сфере инноваций как основа для выработки государственной политики (мировой опыт): Присвоение/лишение статуса, членства в научных сообществах, поддерживаемых государством (Германия, Франция) Рекомендации по направлениям и масштабам финансовой поддержки научных и иных инновационных организаций (большинство развитых зарубежных стран) Рекомендации по продолжению/прекращению финансирования проектов, уже реализуемых организацией (США) 15