Городской трехступенчатый семинар для заместителей директора по проблеме «Обучение школьников методом уровневой дифференциации» (3 ступень ) МОУ «Средняя общеобразовательная школа 6 г. Новозыбкова» 19 февраля 2010 года
Главная цель общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно- ориентированном образовательном процессе.
- построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям; - обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности; - только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно- ориентированного процесса обучения.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Осуществление уровневрой дифференциации обучения в личностно-ориентированном образовании требует: - изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся; - определение критериев деления учащихся на группы; - умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве; - умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности; - перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом; - умение заменить малоэффективные приёмы дифференциации руководства учением более рациональным.
Этапы организации внутриклассной дифференциации : 1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы. 2. Проведение диагностики по выработанному критерию. 3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики. 4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся. 5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока. 6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Способы уровневой дифференциации: 1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). К репродуктивным заданиям относятся, например, решение заданий знакомых видов, нахождение правильного решения на основе изученного. К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ Такой способ дифференциации предполагает усложнение заданий для наиболее подготовленных учащихся 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся более сильных групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. 5.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ Такой способ не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Применение уровневой дифференциации помогло решению следующих задач: -предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках, выровнять степень подготовки учащихся; - развить способности и интересы учащихся; - повысить качество знаний; - более рационально использовать учебное время каждого; вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность; - устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.