Проект «Инновации в воспитании» как условие развития воспитательной деятельности на факультетах Р.У. Богданова – начальник управления развитием воспитательной деятельности, д.п.н., профессор кафедры педагогики
Факультет – центр воспитательной деятельности Сегодня усиливается воспитательная деятельность в вузе. Она становится неотъемлемой составляющей разрабатываемых и реализуемых образовательных программ. Вследствие этого необходимо развивать воспитательную деятельность на факультетах, предусмотреть в каждой образовательной программе
Из решения Ученого совета РГПУ им.А.И. Герцена (ноябрь 2009 г.) 6. Каждому факультету, другим структурным подразделениям университета включиться в проект «Инновации в воспитании» по созданию новой практики воспитания в соответствии современными задачами работы со студенческой молодежью: разработать проекты, направленные на решение актуальных проблем воспитательной деятельности со студентами и представить их на общественно - профессиональную экспертизу. Срок: до 10 апреля 2010 г. Ответственные: проректоры по учебной работе, деканы, руководители структурных подразделений
Основной механизм развития - инновационная и экспериментальная деятельность Успешно развивать воспитательную деятельность невозможно без инновационного поиска и экспериментальной работы по решению проблем воспитания студентов и организации этой работы.
Ключевые проблемы (из документов по молодежной политике) несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны; социальная изолированность молодых людей; отсутствие необходимого набора возможностей для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; слабая вовлеченность молодежи в общественно- политическую жизнь общества; неразвитость системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи; слабая общегражданская идентичность; отсутствие знаний о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов; несоответствие кадрового потенциала молодежной политики имеющимся потребностям
Проблемы (из решения Ученого совета РГПУ, ноябрь 2009г.) характеристики среды университета не в полной мере соответствуют задачам воспитательной деятельности со студентами; не все факультеты, кафедры университета являются основным пространством воспитательной работы со студентами, ведут её в соответствии с установками, определенными в федеральных и внутривузовских документах; ряд факультетов, выпускающих кафедр, реализуя основные образовательные программы, не уделяют должного внимания их воспитательной составляющей, созданию необходимой для этого среды; советы факультетов уделяют недостаточное внимание выполнению студентами и преподавателями устава и правил внутреннего распорядка университета, заботе о нем, его уюте, чистоте, особой культуре, благоустройству своей территории, сохранности оборудования;
Проблемы (из решения Ученого совета РГПУ, ноябрь 2009г.) на факультетах недостаточно активно развивается сеть проектных групп, разнообразных студенческих объединений - сообществ студентов и преподавателей; преподаватели и сотрудники университета не всегда оказывают необходимую педагогическую поддержку деятельности органов студенческого самоуправления на факультетах и в университете; имеющаяся в университете информационно-коммуникационная среда не позволяет в полной мере реализовать воспитательную функцию образовательных программ, выполнение программ и проектов работы с молодежью, предусмотренных государственной молодежной политикой РФ; отсутствуют реальные механизмы морального и материального стимулирования, поощрения активности преподавателей университета в воспитательной деятельности со студентами; требуют совершенствования межфакультетские партнерские связи в осуществлении воспитательной деятельности со студентами.
Решение этих и других проблем требует объединения усилий факультетов в поиске продуктивных средств их решения, в том числе инновационных.
Суть проекта «Инновации в воспитании» создание в Герценовском университете инновационных и экспериментальных площадок, ведущих научно обоснованный практико-ориентированный поиск и распространение продуктивных, адекватных времени средств воспитания студентов и организации воспитательной деятельности (программ, проектов, форм, технологий и т.д.) на основе сетевого взаимодействия
Средства воспитания студентов должны соответствовать особенностям современной социокультурной ситуации в стране, необходимости перехода российских вузов на уровневое образование, Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации, значимости высшего профессионального образования для инновационного развития страны, социальной поддержке студентов, положительному опыту реализации национального проекта «Образование».
Общая тема Воспитательная деятельность в вузе в условиях уровневого образования и реализации государственной молодежной политики РФ
Участники Факультет в целом Кафедра (несколько кафедр) Команда образовательной программы Преподаватели –руководители студенческих сообществ по интересам Возможно участие команды нескольких факультетов
Статусы Экспериментальная площадка», «Опорная инновационная площадка», «Площадка – лаборатория», «Ресурсный центр», «Площадка – кандидат» на присвоение одного из статусов
Основные действия факультета Выбор проблемы и темы для инновационного поиска её решения (если требуется эксперимента) Подготовка заявки и представление её экспертному Совету УМО, Разработка программы деятельности в том или ином статусе (срок 1 – 3 года) Представление программы на общественно- профессиональную экспертизу. Реализация программы деятельности Ежегодное представление отчета на общественно- профессиональную экспертизу о проделанной работе с результатами её эффективности для подтверждения статуса. Распространение опыта
Поддерживающие действия УРВД Создание нормативной и методической базы (положения, рекомендации, пособия, подборки материалов) Информирование о проекте (совещания, сайт, выходы на факультеты) Регистрация участников Поддержка участников ( обучение, консультирование, привлечение специалистов, приглашение на различные мероприятия по теме ОЭР) Организация Общественно-профессиональной экспертизы Организация взаимоэкспертизы и обмена опытом между участниками Мониторинговые опросы студентов Публичная презентация результатов работы сети Организация взаимодействия в вузами РФ – участниками проекта Подготовка публикаций (Журнал «Диалоги о воспитании», Серия «Инновации в воспитании»
Запуск проекта - деканское совещание Программа повышения квалификации: модуль 3 «Участие факультетов в проекте «Инновации в воспитании» 7 – г Участие во Всероссийском семинаре «Инновации в воспитании» - общественно – профессиональной экспертизе программ и проектов вузов РФ (на базе РГПУ им. А.И. Герцена) г. Общественно-профессиональная экспертиза вузовских проектов 2 – г.
Ожидаемые результаты существенно повысится качество воспитательной деятельности в Герценовском университете; поднимется престиж факультетов, кафедр, преподавателей, ведущих инновационный поиск и распространение продуктивных, адекватных времени средств воспитательной деятельности со студентами (программ, проектов, форм, технологий и т.д.); будет создана команда единомышленников, готовых совместно на общих концептуальных основах решать проблемы развития воспитательной деятельности в современных условиях; Будет разработано, апробировано и внедрено программно--методическое обеспечение воспитательной деятельности со студентами в современных условиях, позволяющее повысить её качество, доступность и эффективность
Спасибо за внимание!