Москва 2011 «ИТ в рознице: технологии и стратегии магазина будущего» Демидов Михаил, Журналист-аналитик CNews
2 Новые условия развития 2 Условия развития глобального ритейла 2011: - Восстановление после кризиса (рост спроса, оборота – задача максимизации прибыли) - Развитие в условиях постоянного ускорения - Сохранения фокуса на эффективности, Достигнутый уровень снижения издержек позволяют вновь инвестировать в ИТ Gartner: ИТ-расходы ритейла растут на 4,7% в год (постепенное снижение темпов – до 3,9%)
3 Новые потребители 3 Новое поколение потребителей: - другие ценности, - большой технологический энтузиазм, - более высокая потребительская «квалификация» - требования новых форматов Дополнительные потребительские группы (за счет распространения интернета): - активные пенсионеры - подростки (дети) «Старые» потребители - более лояльны, консервативны «Новые» – более активны, более мобильны, заинтересованы в новых технологиях, более информированы и более требовательны Поведение - все менее предсказуемо
4 Новый вектор 4 Индивидуализация потребления: - большая гибкость в обслуживании, - персонализация предложения, акцент на индивидуальные запросы (возраст, интересы и пр.) - обратная связь (соцсети) - поощрение самостоятельности (сервисы do it yourself) - виртуализация потребления Новые потребительские привычки: - больший контроль процесса покупки со стороны покупателя (больше информации, больше возможностей доступа к ней) - мультиканальность (традиционные каналы (магазин, каталог, онлайн) + инновационные (мобильная коммерция)
5 Глобальные ИТ-задачи 5 -Задача оптимизации и повышения эффективности (виртуализация, Open Source и пр. ) - Задача повышения качества обслуживания (CRM, коммуникационные возможности сенсорных устройств, мобильные каталоги, мобильные помощники) -Задача видеть будущее (концептуальные магазины, проекты торговых залов будущего, роботы-помощники и пр.)
6 Направления инвестиций Gartner: ИТ-бюджеты в основном будут направлены на: 1. облачные сервисы (частные / публичные облака, особенно активно – интернет-проекты) 2. социальные сервисы (использование возможностей соцсетей для роста продаж / развития бизнеса / повышения лояльности) 3. BI и хранение данных (повышение качества данных и возможностей их анализа, прогнозирования) 4. мобильные приложения и сервисы (интеграция мобильного устройства в процесс покупки / стимулирование потребления)
7 Социо-интернет –ходы для ритейла 7 1.Соцакция Uniclo: управление стоимостью товаров (напиши в twitter о продукте и понизь его цену - чем больше твитов, тем ниже цены) 2.Виртуальные примерочные (Tweet зеркало или Facebook зеркало в примерочной – фото в соцсеть) 3.YouTube бутик (YouTique) (видео с советами стилиста, сразу переход в интернет-магазин)
8 Мобильные инновации 8 Мобильный магазин eBay - The Inspiration Shop (в НЙ) – в витрины попадают самые модные товары, в отборе которых eBay полагается на рекомендации 20 самых влиятельных модников города Каждому товару, представленному в магазине, соответствует свой QR-код, для сканирования которого используется мобильное приложение eBay. Установив приложение на смартфон, легко получить всю необходимую информацию о товаре и затем купить его на сайте eBay
9 Инновации в традиционных решениях 9 1. Интерактивные LCD витрины (наглядность, подробный рассказ о продукте) 2.Видеоаналитика (Intel AIM Suite) - сбор информации о посетителях магазина (пол, возраст, время пребывания перед витриной) 3.Витрины – видеоэкраны 4.Сервис сканирования тела и определения точных размеров Loyalty.info: - 40% покупателей, воспользовавшихся в магазине новой технологией, рекомендовали его знакомым; - 33% подтвердили, что технологии повышают продуктивность похода за покупками; - 25% отметили, что благодаря технологиям шопинг стал комфортней и приятней.
10 Реалии развития в России 10 Западный ритейл - создание «идеального» пространства для шоппинга Российский ритейл - отставание на 3-5 лет Внешние факторы влияния на развитие рынка: - Законодательство, - Инвестиционный климат, - Поставщики, - Потребители (должны быть 1 – а по факту?) Востребованность решений, которые помогают привлечь покупателя (= повысить доход): - мультиканальные продажи (включая онлайн, мобильную связь и т.д.) - Self-Checkout (включая мобильных помощников)
11 Поле информатизации 11 Ритейл в России по-прежнему стремится: - сокращать издержки - повышать скорость и качество обслуживания - повышать лояльность покупателей Сокращение ИТ-бюджетов в ритейле в среднем (данные CNews Analytics): в 2010 году - 0,7% от оборота в 2011 году - снижение до 0,5% Задачи бизнеса и ИТ: - перспективное инвестирование, внедрение инноваций, - развитие и модернизация ИТ-инфраструктуры, - оптимизация существующих решений. - формирование ИТ-инфраструктуры с нуля в новых точках / модернизация ИТ-активов в «старых» точках (вычислительные мощности, приложения и пр.)
12 Акценты Основные приоритеты в сфере ИТ- «новинок»: - системы самообслуживания (весы самообслуживания, системы самосканирования, кассы самообслуживания и т.д.) - мобильные терминалы (для сотрудников) + мобильные помощники (для клиентов) - развитие систем лояльности (с учетом персонализации клиентов) Все эти инновации фигурировали в прогнозах «магазин будущего 2010» лет назад Медленные темпы проникновения инноваций в российском ритейле: – слабое понимание реальной отдачи для бизнеса - фокус на более срочных задачах / решение системных проблем отрасли, вопросы выживания
13 Магазины будущего в России «Роснано»+X5 Retail Group+«Ситроникс»: 350 млн рублей на 2 года – для построения «умных» магазинов, использующих RFID Первый пилотный магазин будущего (продуктовый) – в 2013 г. (год назад планировали в 2012) 2. Кассы самообслуживания появляются в гипермаркетах (Радуга в Пензе и Калуге, Ашан в Новосибирске и пр.) – сомнения относительно быстрой окупаемости и реальной востребованности Российский ритейл все больше осознает потребность в новых кадрах, свежих идеях в области ИТ, логистики, коммуникаций, управления и пр.
14 Интернет-торговля – отложенное убийство 14 «Интернет-торговля вытеснит офлайн» – ожидали к 2010 г., перенесли прогноз на 2020 Ситибанк: В 2012 г. объем рынка интернет-покупок в России составит около 800 млрд руб. (+33%) Торгово-промышленная палата: Рынок удаленной торговли в России за 10 лет вырос в 20 раз объем 2010 = 394 млрд руб. 192 млрд руб. = интернет-торговля Доля удаленных каналов в розничной торговле России отстает от мирового уровня примерно в 1,5 раза – возможность качественного скачка
15 Главные темы 15 Какие ИТ-решения наиболее интересны рознице в настоящий момент? Какие технологии будущего эффективно проникают в отечественный ритейл уже сегодня? Как меняется инфраструктура российских магазинов? Какие новые задачи ритейл в первую очередь хочет решать с помощью ИТ?
Адрес редакции: Россия, Москва Профсоюзная улица, д. 78 РосБизнесКонсалтинг, CNews Тел: +7 (495) Факс: +7 (495) # 1496 Россия, , Санкт-Петербург Лиговский пр-т, 10/118, офис 2102 Тел.: +7 /812/