ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Две разные идеологии госзаказа
Причины критики 94-ФЗ 2 - недостаточная регламентация стадий планирования и приемки, а также допуска к крупным контрактам; - отсутствие необходимой регламентации установления начальной (максимальной) цены контракта; - некачественное финансовое обеспечение исполнения контрактов; - несовершенство процедур конкурсов по творческим направлениям (например, НИОКР); - длительная судебная процедура расторжения контрактов. - недостаточная регламентация стадий планирования и приемки, а также допуска к крупным контрактам; - отсутствие необходимой регламентации установления начальной (максимальной) цены контракта; - некачественное финансовое обеспечение исполнения контрактов; - несовершенство процедур конкурсов по творческим направлениям (например, НИОКР); - длительная судебная процедура расторжения контрактов. неумение многих заказчиков использовать механизмы достижения качественного результата, предусмотренные законом (вместо 210 тыс. заказчиков необходимо создать 3-5 тыс. уполномоченных органов, т.е. профессиональных закупочных центров). значительное противодействие закону со стороны крупных заказчиков на всех уровнях власти, а также крупного бизнеса, раннее деливших заказы «по договоренности». Объективные проблемы Непрофессионализм заказчиков Лоббизм
Законопроект о ФКС (вариант Минэкономразвития России) Закон 94-ФЗ, законопроект о ФКС законопроект о ФКС (вариант ФАС России) Заказчикам должна быть предоставлена свобода действий по выбору поставщика. Если результат достигнут, то работа заказчика оценивается положительно, если результат не достигнут – негативно. В результате: не важно давали взятки или не давали, брали откаты или не брали, участвовали только «свои» компании или нет, ведь контракт исполнен, а как отбирался подрядчик не имеет никакого значения. контракты по завышенным ценам с постоянно снижающимся качеством. Важен не только результат, но и как он достигается. Без конкурентных торгов в масштабе страны качественный результат достигнут быть не может. Конкурентные торги в 94-ФЗ уже есть. Но не всегда на торгах происходит настоящая конкуренция и достигается рыночная цена. Поэтому, чтобы конечная цена всегда была корректная, необходимо дополнить процедуры торгов обоснованием начальных цен контрактов и анализом результата. ФОРМУЛА ГОСЗАКАЗА: Две разные идеологии госзаказа 3 Корректная начальная цена Конкурентные торги Качественная приемка и ответственность Желаемый результат = ++ Законопроект о ФКС представляет собой на 80 % «испорченный» 94-ФЗ, к которому добавили несколько страниц про планирование и исполнение контрактов, а также общие слова о принципах закупок и ответственности (вместо решения проблем – сплошные ссылки на подзаконные акты – 56 актов, которых нет). Законопроект о ФКС не только не решит ни одной из реально существующих проблем, но и разрушит систему госзаказа.
4 Влияет ли снижение цены на торгах на результат исполнения контракта? Способ размещения заказа Количество заключенных контрактов Процент снижения начальной (максимальной) цены контракта 0-15 %15-25 %25-50 %больше 50 % Доля от числа заключенных Процент расторжения Доля от числа заключенных Процент расторжения Доля от числа заключенных Процент расторжения Доля от числа заключенных Процент расторжения Электронный аукцион ,1 % 4,0 % 9,8 % 4,4 % 13,6 % 4,4 % 4,6 % 3,4 % Открытый конкурс ,3 % 2,2 % 7,9 % 1,8 % 10,4 % 1,4 % 10,4 % 3,2 % Сравнение количества поданных заявок на участие в торгах Выводы: процент снижения на торгах не влияет на частоту расторжения контрактов; процент расторжения контрактов, заключенных по результатам конкурсов ниже, поскольку на конкурсе побеждают «свои» компании, к которым заказчики всегда относятся лояльно. Выводы: процент снижения на торгах не влияет на частоту расторжения контрактов; процент расторжения контрактов, заключенных по результатам конкурсов ниже, поскольку на конкурсе побеждают «свои» компании, к которым заказчики всегда относятся лояльно. Примечание: информация получена с официального сайта за период с по ,6 % 9,7 % 2,5 1,8
Демпинг Законопроект о ФКС (вариант Минэкономразвития России) Законопроект о ФКС (вариант ФАС России) 1) На конкурсе при снижении цены на 25% чиновник по своему усмотрению оценивает возможность выполнения контракта участником (ст. 35). 2) При проведении электронного аукциона победителем признается тот, кто первым снизил цену на 25 %, дальнейшее снижение не допускается (ч. 18 ст. 61). Результат: продукция закупается по завышенным ценам; происходит вмешательство чиновников в хозяйственную деятельность предпринимателей; вместо экономической конкуренции вводится спортивная конкуренция. 1) В случае снижения цены контракта на торгах более, чем на 30%, размер финансовой гарантии исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза. 2) Добросовестные поставщики, качественно исполняющие контракты, представляют финансовое обеспечение в сниженном размере (введение института реестра добросовестных поставщиков). 3) Потеря участником обеспечения (5 % от цены контракта) при снижении цены контракта более, чем на 30 % в случае, если заявка не соответствует требованиям законодательства.Результат: увеличение финансовой ответственности при значительном снижении цен на торгах; уменьшение финансовой нагрузки на добросовестных поставщиков. В ряде случаев при проведении торгов происходит существенное снижение цены контракта, что может повысить риски неисполнения контракта. 5
6 Качественный результат зависит от заказчика Качественный результат может быть не достигнут, если заказчик на электронном аукционе не использует предусмотренные действующим законодательством механизмы защиты. Какие ключевые механизмы необходимо использовать: Качественный результат может быть не достигнут, если заказчик на электронном аукционе не использует предусмотренные действующим законодательством механизмы защиты. Какие ключевые механизмы необходимо использовать: Действующие механизмы Дополнено в законопроекте о ФКС (ФАС России) Дополнено в законопроекте о ФКС (ФАС России) Предусматривать поэтапную приемку и оплату продукции только надлежащего качества Ограничить участие в крупных торгах предпринимателей, не имеющих опыта выполнения аналогичных работ Исключить предоставление ненадлежащего финансового обеспечения по контракту Ввести быструю процедуру расторжения контрактов Устанавливать подробные требования к продукции, в том числе к ее качеству и инновационности Предусматривать требования к гарантийному периоду Не допускать авансирование контрактов, всегда устанавливать требования о предоставлении финансового обеспечения
Участие в торгах фирм-однодневок Законопроект о ФКС (вариант Минэкономразвития России) Законопроект о ФКС (вариант ФАС России) 1) Основной процедурой закупок предлагается сделать конкурс с повышенным весом субъективного критерия определения победителя (ст. 31). 2) Вводится конкурс с ограниченным участием, где решение о допуске к торгам принимает чиновник на основании субъективной оценки квалификации компании (ст. 50). Результат: появляется возможность снять с торгов добросовестных предпринимателей под видом борьбы с фирмами-однодневками; возможность выбрать победителем «свою» фирму- однодневку; всплеск коррупции; исключается конкуренция за госзаказ. 1) Допускать к госзаказу только при наличии опыта выполнения аналогичного контракта, стоимостью более 20 % от цены контракта, на который претендует участник. 2) Ввести централизованный реестр выданных финансовых гарантий, что позволит исключить поддельное финансовое обеспечение.Результат: фирма-однодневка не сможет получить госзаказ; чтобы получить крупный контракт, необходимо иметь предыдущий опыт качественного исполнения аналогичных контрактов. Существует риск участия в торгах фирм-однодневок, которые ориентированы на получение аванса, а не на качественное исполнение контракта. 7 Нормы законодательства РФ о размещении заказов необходимо дополнять отраслевым законодательством, как, например, принятыми поправками в УК РФ, направленными на борьбу с фирмами- однодневками.
Перепродажа контрактов Законопроект о ФКС (вариант Минэкономразвития России) Существующие механизмы в Законе 94-ФЗ, дополнительные механизмы в законопроекте о ФКС (вариант ФАС России) Предлагается такое же решение, как и по фирмам-однодневкам, – через субъективную оценку квалификации участников и распределение контрактов по усмотрению заказчика. Результат: фактически это приведет к созданию фирм-прокладок со стороны заказчиков и распределению заказов по завышенным ценам на «свои» компании с дальнейшей перепродажей контрактов. 1)Введение сайта создало равные условия участия в торгах для всех предпринимателей. Любой производитель может при желании участвовать и побеждать в торгах. 2)По 94-ФЗ замена исполнителя контракта запрещена. При этом часто требуется привлечение субподрячиков, но ответственность за результат всегда несет головной исполнитель. Для усиления ответственности головного исполнителя и повышения качества контрактов необходимо принятие следующих мер: исключение авансирования и увеличение финансовой ответственности за срыв контракта; детальная регламентация приемки продукции и применения штрафных санкций за исполнение контракта с нарушениями; быстрая процедура расторжения контракта при его ненадлежащем исполнении. Существует риск участия в торгах компаний, которые участвуют в торгах только для дальнейшей перепродажи контракта 8
9 Строительство – конкурс или электронный аукцион? Конкурс Электронный аукцион Часто приходится слышать, что конкурс лучше электронного аукциона, потому что на конкурсе победитель определяется по качеству и квалификации. На самом деле на конкурсе всегда есть возможность сделать победителем «свою» компанию, поскольку чиновник субъективно расставляет баллы по критерию «качество и квалификация». При этом: качество подлежащих выполнению работ на этапе подачи заявки оценить невозможно; квалификация участника – это произвольная оценка компаний и выбор победителя, как правило, по заранее достигнутой с ним «договоренности». Конкурс позволяет чиновнику освоить бюджетные средства вместе со «своей» компанией на абсолютно законной основе (легализация коррупции). Победителем признается предприниматель, который готов исполнить контракт в соответствии с установленным заказчиком качеством по наименьшей цене. При этом к аукциону допускаются только квалифицированные участники с опытом строительства аналогичного объекта, стоимостью не менее 20 % от цены объекта, на строительство которого претендует участник (допуск по квалификации). Электронный аукцион – это единственная из процедур закупок, которая не позволяет сделать победителем «свою» компанию, что наступает на финансовые интересы многих чиновников и близких к ним компаний. Перевод строительства на конкурс – это перевод отрасли от конкурентных торгов между квалифицированными подрядчиками к выбору «своих» компаний. Это приведет к завышенным ценам контрактов (до 50 %) и приемкой объектов у «своих» компаний независимо от качества выполненных работ.
10 Электронный аукцион на строительство – «за» и «против» Аргументы «против»:Аргументы «за» и как проблема решается в 94-ФЗ, дополнительные механизмы в законопроекте о ФКС (вариант ФАС России): На электронном аукционе существенно снижается цена и за такие деньги нельзя построить качественно. необходимо предусматривать поэтапную приемку и оплату (сопровождение контракта); не допускать выплату авансов, всегда устанавливать требования о предоставлении финансового обеспечения; требовать финансовые гарантии в повышенном размере при значительном снижении цены, исключить некачественное обеспечение – ещё необходимо сделать. Предложение о качестве работ не учитывается при выборе победителя. строительство осуществляется на основании ПСД в соответствии с заложенным в документации качеством. При этом необходима надлежащая приемка объекта по качеству; необходимое качество обеспечивается за счет финансовой мотивации подрядчика, который потеряет деньги при ненадлежащем исполнении контракта. Побеждают неквалифицированные компании. требуется наличие у участника допуска СРО (т.е. проверка квалификации); недобросовестные поставщики не допускаются к торгам (реестр недобросовестных поставщиков); допускать к торгам исключительно компании, имеющие предыдущий опыт качественного исполнения аналогичных контрактов – ещё необходимо сделать обязательным ; предусмотреть быструю процедуру расторжения контракта при ненадлежащем исполнении – ещё необходимо сделать. ВЫВОД: если возникает проблема с исполнением контракта, то обычно всегда во всем виноват 94-ФЗ, потому что выбрать виноватым Закон всегда удобнее, чем признать собственные ошибки. Что на самом деле необходимо сделать в сфере строительства? Необходимо совершенствование института саморегулирования (СРО), который и вводился для того, чтобы изначально не допускать к строительству компании, не обладающие соответствующей квалификацией. В настоящее время этот институт не работает.
Экономия средств бюджета в млрд. руб. (разница между начальной ценой и ценой заключенных контрактов) За шесть лет ( ) совокупная экономия бюджетов составила более 1 трлн. 448 млрд. руб. это новые возможности по приобретению необходимых товаров, а также строительству инфраструктуры * по данным Росстата; ** по данным официального сайта При этом в 2011 г. начальные цены контрактов стали определяться более корректно в связи с установлением обязанности их обоснования (Федеральный закон 79-ФЗ от ) 11 С учетом сокращения лимитов МЛРД РУБ Муниципальный уровень Федеральный и региональный уровень )
94-ФЗ как проект по модернизации страны 12 Размещение заказов без 94-ФЗ на примере закупок крупных госкомпаний и субъектов естественных монополий* Размещение документации о закупке Размещение порядка оценки заявок Размещение результатов проведения закупки Размещение информации о заключении/исполнении контракта 35 %25 %17,5 %0 % * По данным 40 крупных компаний из 13 субъектов РФ 5. Всего за шесть лет ( ) совокупная экономия бюджетов составила более 1 трлн. 448 млрд. руб. это новые возможности по приобретению необходимых товаров, а также строительству инфраструктуры. 2. Количество аккредитованных компаний на площадках – более 170 тыс. (ожидаемое количество до 300 тыс.) 4. Количество заказчиков на общероссийском портале – 209,5 тыс. 3. Количество выданных ЭЦП сотрудникам заказчиков и предпринимателей – более 700 тыс. 1. Количество запросов интернет-пользователей к общероссийскому порталу - более 8 млн. в день
13 Результаты опроса строительных компаний* Из участвовавших в опросе строительных компаний 61% поддержали электронные аукционы в сфере строительства, конкурс поддержали - 31%. По мнению большинства предпринимателей электронный аукцион расширил возможности участия в заказах на строительство Снижение уровня коррупции отметили 51% предпринимателей * В опросе приняли участие 2132 строительных компании. Опрос проведен в июне 2011 г.
Решение ключевых проблем госзаказа Быстрая административная процедура расторжения контракта при ненадлежащем его исполнении (всего за 10 дней) Централизованные реестры поручителей, выданных поручительств и банковских гарантий, размещаемые на общероссийском портале после проверки уполномоченным федеральным органом власти Централизация госзаказа - размещение заказов преимущественно через уполномоченные органы: переход от заказчиков к уполномоченных органов 14 Установление дополнительных требований к участнику размещения заказа на основе исполнения предыдущих контрактов по госзаказу Детальная регламентация всех стадий размещения заказа: от планирования и размещения заказа до исполнения и анализа полученных результатов Возможность проведения короткого электронного аукциона (извещение о заказе за 4 рабочих дня до аукциона) Введение защитных мер для заказчика от действий недобросовестных поставщиков (финансовая защита всех контрактов, снижение финансовой нагрузки на добросовестных поставщиков) Детальная процедура обоснования начальной (максимальной) цены контракта