Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика уровней научного познания. 3.Динамика познавательного процесса 4.Метод и методология. Многоуровневая концепция методологического знания. 5.Структура исследовательско-инновационного цикла.
Научное познание ( открытие законов, объяснение фактов и причин явлений) Объективность-Интерсубъективность -Высокий уровень обобщения знания -Экстраполируемость знаний -Специальная система методов -Всеобщность (наука – достояние всего общества) -Связь с практикой Предметность Системность Категориальность, развитость понятийного аппарата Рациональность, логическая непротиворечивость, выводимость, согласованность выводов Доказательность, обоснованность Особенности научного познания
Структура научного познания Научное познание Познающий субъект Познаваемый объект Методы познания Фактический материал Законы Принципы Категории Философские установки Социокультурные основания
Уровни, формы и методы научного познания Уровни научного познания эмпирический теоретический Формы научного познания Научный факт Эмпиричес кий закон Научный факт Эмпиричес кий закон Проблема Гипотеза Теория Законы науки Проблема Гипотеза Теория Законы науки Методы научного познания Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, констатация Анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, Анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, Единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, Формализация, идеализация Единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, Формализация, идеализация
Характеристики уровней научного познания Эмпирический уровень – отражение внешних признаков, сторон связей Получение эмпирических фактов, их описание и систематизация Связаны в процессе познания тесным образом Теоретический уровень – Объяснение фактов. Отражение существенных связей, открытие законов Систематизация знаний. Формирование научных теорий
Исторические формы наблюдения Непосредственное наблюдение Опосредованное наблюдение 1 типа Опосредованное наблюдение 1 типа Опосредованное наблюдение 2 типа Опосредованное наблюдение 2 типа объект субъект объект Прибо р П,1 Прибо р П,1 усиление субъект объект Прибор П2 субъект преобразование
Типы эксперимента эксперимент Прямой (натурный) Прямой (натурный) Модельный объект Инструменты, аппараты субъект объект модель Инструменты, аппараты субъект
Динамика познавательного процесса Наблюдение, эксперимент Научный факт Сравнение научных фактов Эмпирический закон Объяснение полученного знания Умозрение и идеализация Творческое воображение, интуиция конструкт Связь конструктов с имеющимися понятиями Система утверждений Теоретическое исследование гипотеза Экспериментальна я и логическая проверка теория
Метод и методология Метод – род руководства, указания, предписания, как необходимо поступать, чтобы достичь определенного результата Метод – род руководства, указания, предписания, как необходимо поступать, чтобы достичь определенного результата Методология – 2 аспекта Методология – 2 аспекта Совокупность норм, правил, приемов деятельности Общая теория метода Методологическая культураМетодологическая культура Основные понятия: Норма, принцип, методологическая установка, методологическая программа Основные понятия: Норма, принцип, методологическая установка, методологическая программа Позитивные предписания Нормы запрета Основные крайности: Методологический негативизм методологическая эйфория Основные крайности: Методологический негативизм методологическая эйфория
Предмет, теория, метод предмет «сжимается в метод» посредством правил, приемов принципов теория Единство субъективного и объективного метод Истинность метода обусловлена истинностью предмета
Многоуровневая концепция методологического знания Философские методы (диалектика, метафизика) + герменевтический, эзистенциальный, клерикальный и т.д. Общенаучный методы познания (системный, структурно-функциональный,, кибернетический, вероятностный,, моделирование, формализация) Частнонаучные методы ( методы, механики, физики, химии и т.д.) Дисциплинарные и междисциплинарные методы Интегрированные, «суммарные» методы
Структура исследовательско-инновационного цикла (модель Модестова С.А.) Формы исследовательско- инновационного цикла Характер используемых методов всеобщийобщенаучныеспециальные Формулирование проблемы диалектический Индукция, эвристический Оперативная постановка задачи дедукци Оценка научно- методического задела Сравнение, исторический, системный Сбор, накопление, обработка материала Анализ, синтез, формализация, экспертный опрос Ретро-альтернативное прогнозирование, социологический опрос Интерпретация результатов Синтез, абстрагирование, логический Сравнительно- лингвистический Внедрение результатов аналогия Рефлексивные инверсии Верификация выводов, оценка эффективности Вычислительный эксперимент Прогнозирование