С конца XVIII - начала XIX веков на Большой Покровской начали возводить каменные дома. К числу самых ранних каменных построек, сохранившихся до наших дней, относится дом Костроминых (дом 4), позднее реконструированный. К началу 1850-х годов каменными являлось большинство жилых и административных зданий. Преобладающим архитектурным направлением являлся классицизм. Наиболее яркой постройкой в этом стиле стало здание Дворянского собрания, построенное на пересечении Большой Покровской и Дворянской улиц (1826 год, архитектор Ефимов). В стиле классицизма построены также дома-усадьбы Добролюбовых, выстроенные в годах по проекту Кизеветтера.
Сегодня прогулочная улица превратилась в настоящий музей. Вымощенную брусчаткой, пестрящую кафетериями и ресторанами улицу открывает городовой, приглашая туристов подивиться красотам старинного города. Чуть дальше расположились фотограф, снимающий собаку, чистильщица обуви, дама с кавалером, модница перед зеркалом, швейцар, скрипач. Возле магазина «Художественные промыслы» сидят на лавочке гувернантка с мальчиком, приветливый нижегородский купец приглашает пройтись по пешеходной улице, а воле Дома связи стоит почтальон на велосипеде.
Площадь Минина и Пожарского – главная площадь Нижнего Новгорода. В 1917 году это были площади Семинарская и Благовещенская, которые объединили в Советскую. Лишь в 1943 получила название, которое используется сейчас. От площади Минина и Пожарского начинаются старейшие улицы города. В самом начале улицы Большая Покровская находится бывшая Городская Дума, сейчас это здание Дворца труда. В центре площади находится памятник Кузьме Минину - организатору нижегородского ополчения 1612 года. Появился этот памятник здесь в 1989 году, это была работа скульптора Комова. Самый первый вариант памятника был установлен на площади в 1943 году. Памятник Минину находится в окружении зданий, в которых находятся образовательные учреждения.
В гг. - главная ярмарка России перенесена на новое место, за пределы г.Макарьева, создан целостный архитектурный ансамбль. Возведено огромное число новых торговых помещений, соответствующих столичному характеру архитектуры. В этот короткий отрезок времени бурной экономической деятельности ярмарка постоянно находилась в процессе преобразований, что отражалось на ее дальнейшем проектировании с участием ведущих архитекторов России. Автором как планировки всего комплекса, так и отдельных ярмарочных зданий является А.Д.Захаров - один из крупнейших русских архитекторов начала XIX века, создатель знаменитого Адмиралтейства в Петербурге. На протяжении всего строительства ( ) ярмарка не прекращала своего существования.
Площадь Сенная: В XVIII в. торг сеном в Нижнем Новгороде проходил на Благовещенской площади перед Дмитриевскими воротами кремля. Но из-за гор оставляемого мусора сенной базар перевели в 1828 г. на специально спланированную между Жуковской и Б.Печерской улицами площадь (место, где сейчас находится здание пединститута иностранных языков). После принятия решения о строительстве на ее главной оси ближе к Верхне-Волжской набережной комплекса зданий Мариинского женского института по предложению инженера А. И. Дельвига сенной торг перенесли к выходу Б. Печерской улицы на древний Казанский тракт, за границу города 1839г. Несмотря на неоднократные попытки властей сменить название площади, оно оказалось устойчивым, сохранилось в разговорном обиходе нижегородцев до сих пор.
Прокладывалась в гг. в системе общих градостроительных преобразований Н.Новгорода вместе с Откосом и Александровским садом. До этого последней в этом районе города была Жуковская улица, а по склонам горы к берегу Волги спускались огороды с баньками и службами. На террасках полугоры располагались группы жилых строений нижегородской бедноты, в том числе древняя Панская слобода. Хотя попытки регламентации застройки вдоль будущего Откоса предпринимались и ранее (по планам 1770,1787,1799,1804 и 1824 гг.), лишь при реализации "высочайше назначенных работ" 30-х годов XIX века были определены красные линии ныне существующей Верхне-Волжской набережной с непременным требованием к застройщикам возводить на ней исключительно каменные здания и по "лучшим" фасадам.(Одним из первых был возведен дом промышленников Рукавишниковых.) Так создавалось "парадное лицо" города со стороны Волги.
При Иване III Нижний Новгород играет роль сторожевого города, имея постоянное войско и служа местом военного сбора при действиях Москвы против Казани. В целях усиления обороны города вновь начинаются работы над крепостными стенами. Двухкилометровая стена подкреплялась 13 башнями (одна из них Зачатская у берега Волги, не сохранилась). «Каменный город» имел постоянный гарнизон и солидное артиллерийское вооружение. Новая волжская крепость создавалась Московским государством как основной опорный пункт против Казанского ханства и за свою ратную службу выдержала многократные осады и приступы. И ни разу за всё это время враг не смог овладеть ею. С падением Казани Нижегородский кремль утратил своё военное значение, и в дальнейшем в нём размещались органы власти города, княжества и губернии. Во время Великой Отечественной войны кровли Тайницкой, Северной и Часовой башен были разобраны и на верхних площадках установлены зенитные пулемёты.
Георгиевская башня Борисоглебская башня Руины Зачатьевской башни
Белая башня Ивановская башня Часовая башня Северная башня
Тайницкая башня Коромыслова башня Никольская башняКладовая башня
Дмитровская башня Пороховая башня
В Нижнем Новгороде находится самая длинная лестница, расположенная на волжских берегах. Это мемориальная Чкаловская лестница, названная так в связи с тем, что в верхней её части установлен памятник знаменитому советскому лётчику Валерию Чкалову. Лестница насчитывает 560 ступенек. Впервые идея постройки лестницы пришла в голову заместителю председателя горисполкома Александру Шульпину еще в 1939 году. Идея лестницы была потрясающе эффектна: центр города связывался с рекой, а разница в уровнях подъема была почти в три раза выше, чем на знаменитой Потемкинской лестнице в Одессе. В 1949 году строительство было закончено и лестница, спускаясь двумя огромными кольцами, связала верхнюю часть города с набережной. Однако, оказалось, что Чкаловская лестница- один из самых дорогостоящих проектов в СССР - 7 млн. 760 тыс.рублей.