Инновации в России: вызовы БОЛЬШОМУ КОНСАЛТИНГУ Светлана Романова, управляющий партнер Группа компаний «Нексиа Пачоли» Москва, июль 2011
Инновации: к чему стремимся? Инновации - основная производительная сила, позволяющая экономить ресурсы и достигать высокой экономической эффективности; Переход от традиционной модели создания продукта, когда знания «работают» на определенных этапах : к модели, в которой знание может возникнуть на любом этапе Формирование целостной системы преобразования новых технологий в продукты и услуги для потребителей – национальной инновационной системы. 2
Как мы развивались 90-е годы: Стратегическое направление развития страны – создание национальной инновационной системы Переход к рыночным механизмам в сфере создания и использования промышленной собственности Создание инструментов для внедрения инноваций (РФФИ, Фонд содействия и пр.) Инвентаризация и оценка РНТД в отдельных отраслях промышленности е годы: Определены основные направления государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий, переориентация на инновации в сфере высоких технологий; Попытка законодательного урегулирования вопросов, связанных с правами на объекты промышленной собственности, созданные с использованием государственных средств; Создана Российская венчурная компания - государственный фонд фондов и институт развития РФ, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы – по настоящее время: Активизация Государства в создании комплекса инструментов для построения и развития Национальной инновационной системы. 3
Место России в мировом инновационном пространстве (1)* *По сведениям, представленным в «Российском инновационном индексе» (РИКС), 2011 ** United States Patent and Trademark Office (Ведомство по патентам и товарным знакам США) Патентование за рубежом в 2009 г.: США – патента в USPTO** Италия – 1837 патентов в USPTO Россия – 204 патента в USPTO 4
(2) Инновационные стратегии компаний: 2008* (число компаний соответствующей инновационной стратегией в процентах от общего числа инновационных компаний в стране) По сведениям, представленным в «Российском инновационном индексе» (РИКС),
(3) Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования и странам: 2009* По сведениям, представленным в «Российском инновационном индексе» (РИКС) 6
Инновационная инфраструктура в России сегодня Технопарки Инновационно-технологические центры Бизнес-инкубаторы Центры трансфера технологий Создание инновационных разработок (техническая инфраструктура) Различные типы фондов: бюджетные, венчурные (например ОАО «РВК»), целевого финансирования (Российский фонд технологического развития, РФФИ); Другие финансовые институты: банки, фондовые биржи. Финансирование IV часть ГК РФ, законы об инновационной деятельности субъектов РФ, единая инновационная политика государства; Налоговые преференции (повышенная амортизационная премия, дополнительный коэффициент к затратам на НИОКР). Правовое обеспечение Организации, оказывающие услуги по вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью, стандартизацией, сертификацией; Консультанты, оказывающие комплекс услуг по сопровождению инновационной деятельности предприятий. Экспертно-консалтинговая составляющая 7
Государственное регулирование Было до 2003 г. Сейчас Единый орган Министерство науки промышленности и технологий Минобрнауки Выработка и координация инновационной политики, наука Минпромторг Промышленность Федеральные агентства Технологии 12 ФОИВ Защита прав на РИДы Распределение бюджетных денег на НИОКР 20 ФОИВ Полномочия и ответственность в сфере ИС 80 Ведомств 8
Проблемы Бизнес не участвует в формировании заказа на НИОКР. Основная масса финансируется государством. Отсутствует единый документ, закрепляющий механизмы передачи РНТД, находящихся в госсобственности для их коммерциализации; Не урегулирован вопрос распределения интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на РИДЫ, создаваемые при выполнении НИОКР; Несовершенная система госзакупок. Государство не готово разделить риски с бизнесом. 9
Предложения ГОСУДАРСТВОКОНСАЛТИНГ Создание условий для привлечения инвестиций в экономику; Усовершенствовать налоговое законодательство, устранить элементы налоговой системы, которые препятствуют инновационному развитию; Обеспечить запуск работы российского фонда прямых инвестиций; Создание федеральной контрактной системы; Стимулировать инновационное предпринимательство за счет появления фондов посевных инвестиций, поощрения увеличения расходов корпораций на инновации, создания инновационных организаций научными и вузами организациями Софинансирование заказов компаний на исследования и разработки; Предоставление субсидий на реализацию проектов, выполняемых с участием вузов ; Формирование «инновационного пояса» вокруг научных организаций и вузов; Разработка мер по стимулированию частной инициативы в сфере инноваций; Расширение применение механизмов ГЧП при реализации инвестиционных проектов. Принятие базового закона, регулирующего инновационную деятельность; Усовершенствовать и законодательно закрепить механизмы передачи РНТД, находящихся в госсобственности, для их коммерциализации; Законодательное закрепить необходимость технологического прогнозирования; Совершенствование системы экспертизы и продвижения инновационных разработок в производство; Патентование за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой (или планируемой к производству на экспорт) продукции; Создание единого центра ответственности и управления инновационной деятельностью на федеральном уровне; Создание отраслевых центров ответственности, обеспечивающих управление процессами создания, защиты прав и коммерциализации – на базе центров трансфера технологий; Создание баз данных базовых технологий; Разработка методики проведения инвентаризации ОИС с учетом давности создания, результатов технологического прогнозирования и коммерческой привлекательности ОИС 10
Вызовы консультантам Государственный секторКорпорации, ВУЗы и научные учреждения Предложения по изменению законодательства Участие в законопроектной деятельности Изучение лучших практик с целью внедрения Сопровождение проектов ГЧП Налоговые реформы. Оценка последствий. Участие в разработке ФЦП, сопровождение и контроль Методология управления интеллектуальной собственностью Вопросы инвентаризации и учета РНТД Регламентация процессов создания, защиты и коммерциализации РНТД Управленческое консультирование, Проектирование бизнес процессов Сопровождение технологических и инновационных проектов Защита ОИС Оценка ОИС 11