Над проектом работала Карзанова Е.В. Юрьев-Польский 2009 Тайны текста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Advertisements

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Система подготовки к сочинению по литературе как шаг подготовки к ЕГЭ Выставка «Школа-2015» Автор – Недашковская Е.П., учитель русского языка и литературы.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Консультация Тема: «Подготовка к контрольной работе в формате.
усиление субъектной позиции ученика; алгоритмизация действий учителя и ученика; средство формирования познавательной активности; личностная направленность.
1) основные речеведческие понятия 2) умения и навыки анализа текста 3) все виды речевой деятельности в разных сферах общения говорение, письмо чтение,
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Правописание и культура речи Учитель русского языка Учитель русского языка и литературы и литературы Корчемкина Эльвира Григорьевна.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Восемнадцатое марта. Классная работа. Обучение написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?»
Методика обучения изложениям разных видов Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» (подготовка к ГИА) Руководитель: УХАБИНА М. Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Презентация Веременко Н.П. к выступлению на методическом совете учителей Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках.
Урок развития речи 7 класс Учитель русского языка и литературы Михайлова Наталья Алексеевна ГБОУ школа 578 Приморского района г. Санкт-Петербург.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Найдите 3 лишнее: Научный Разговорный художественный.
Транксрипт:

Над проектом работала Карзанова Е.В. Юрьев-Польский 2009 Тайны текста

Основополагающий вопрос: Как тайное сделать явным? Цели: научить школьников правильно, тонко и глубоко понимать текст; побудить их к творческому его восприятию (интерпретации).

Учебные вопросы: 1.Что такое текст? 2.Что такое анализ теста? 3.Какие проблемы в области владения русским языком можно решить с помощью анализа текста?

Текст. Основные свойства теста. Связность (когезия) Целостность (смысловое единство) Текст – интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук.

Проблемы восприятия текста Событие жизни текста, т.е. его подлинная сущность, всегда разыгрывается на рубеже двух сознаний, двух субъектов М.М.Бахтин Мысль (содержание сообщения) Кодирующий механизм языка текст Мысль (содержание сообщения) Декодирующий механизм языка

Текстовая компетенция *Восприятие текста зависит не только от качества самого текста, но и от личности воспринимающего его субъекта. * Понятие текстовой компетенции достаточно сложно и включает прежде всего лингвистический опыт принимающего информацию: знание всех уровней языка ( от лексико-семантического до синтаксического и текстового), владение ими, понимание богатства языковых средств (лексических, морфемных, морфологических, синтаксических, стилистических), представление о языковой (речевой) норме.

Комплексный анализ текста. Основные принципы и цели 1.Многоаспектный и системный лингвистический анализ необходим для правильного и творческого восприятия текста. 2.Комплексный анализ текста лежит сразу в двух взаимосвязанных и взаимопроникающих областях – русского языка и литературы. 3.Создание нового, оригинального, собственного текста учениками – вот конечная цель обучения языку. И эту задачу помогает решить комплексный анализ текста. 4.Комплексный анализ текста – это сложная и многоцелевая работа, при которой осуществляется функциональный и системный подход к изучению русского языка.

План анализа текста Мы ставим вопросы … и определенным образом организуем наблюдение или эксперимент, чтобы получить ответ М.М.Бахтин возможно более адекватное восприятие текста учениками; усвоение учениками определенных речевых моделей, то есть развитие речевой и языковой грамотности; грамотное воспроизведение данного текста своими словами; создание учащимися собственного оригинального текста на основе данного.

1. Прочитать текст. Чтение можно рассматривать как процесс, в известном смысле обратный письму. Читающий должен вычитать ту информацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста. 2. Найти ключевые слова в каждом абзаце. Слово – одна из основных единиц языка. Поэтому первым элементом анализа выбирается изучение слова в контексте.

3. Определить тему текста. Тема – это предмет повествования: лица, события, явления, понятия, лежащие в основе текста, составляющие его канву. 4. Сформулировать идею текста. Идея – это главная авторская мысль. Понять идею – это значит постигнуть основной смысл текста, его смысловое зерно. 5. Озаглавить текст. Заглавие – это своеобразное ключевое слово, только более емкое и занимающее главную, надтекстовую позицию.

6. Поработать с ключевыми словами. 1)определение морфологической принадлежности ключевых слов и/или их морфемного состава; 2)использование перифраз; 3)отношение синонимии и/или антонимии; 4)включение ключевых слов в смысловые ряды; 5)этимология некоторых ключевых слов; 6)стилистическая дифференциация; 7)выделение эмоционально окрашенных и экспрессивно- оценочных слов.

7. Определить основные образы текста. Образ не просто отражает, но обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем, случайном – сущностное, неизменно-пребывающее, вечное. Однако, в отличие от абстрактного понятия, образ нагляден. 8. Определить композицию текста. сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; кольцевая, открытая и т.д.

9. Определить средства связи между частями текста, а также средства когезии внутри частей. 1.Определите языковые средства связи между предложениями в тексте. 2.По какому типу синтаксической связи соединены предложения в тексте? 3.Почему автор использовал именно этот тип синтаксической связи? 4.Какими средствами соединены абзацы текста? 5.Чего добивается этим автор?

10. Определить функциональный тип речи. описание, повествование, рассуждение. 11. Проведение необходимой лексической, фонетической и грамматической работы по тексту. Выявление средств художественной выразительности и образности речи.

12. Определить функциональный стиль речи. 1.Разговорный. 2.Художественный. 3.Публицистический. 4.Официально-деловой. 5.Научный. 13. Определить жанровую принадлежность текста.

14. Пересказать текст или его фрагмент. 15. Написать творческую работу (сочинение) на основе проанализированного текста. 16. Прочитать собственную творческую работу вслух и отредактировать её.

Литература: 1 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.М.: Наука, Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку.М.: Просвещение, Солганик Г.Я. Русский язык классы.М.:Дрофа, Степанова Л.С. Система работы с текстом.М.: ВербумМ, 2005.