Имплицитное научение в процессе взаимодействия с динамическими системами В. Иванов, Институт Психологии РГГУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВЛИЯНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ИМПЛИЦИТНОМ ЗНАНИИ НА ПРОЦЕСС НАУЧЕНИЯ Иванчей И. И. Санкт-Петербургский Государственный университет.
Advertisements

Математические методы Теория вероятностей. Математика случайного В результате деятельности человека или процессов, протекающих вокруг нас происходят различные.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Роль подсказки-оператора в решении инсайтных задач Лифанова Светлана.
Оценочная деятельность мастера производственного обучения 1. Оценочная деятельность мастера п/о. 2. Оценочная деятельность учащегося. 3. Тестирование как.
Зависимость выбора уровня сложности задачи от способности концентрации внимания Гусева Диана, 3 курс «Психология»
Митюрина Елена Александровна Учитель II квалификационной категории.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Когнитивные механизмы влияния эмоциональных состояний на креативность Абисалова Елизавета, Институт психологии, РГГУ.
Применение оценочной техники «создание тестов» на уроках в 9-ом классе © Исакова Мария Андреевна.
Немешаева А.Г. МОУ СОШ Использование тест - контроля на уроках математики.
Кроссворд «Виды случайных событий. Свойства вероятности» Математика 6 класс ВСОШ 6 г. Нижний Тагил Кукушкина Е.В.
От знания к познанию Иванцова Я.И., учитель химии ГБОУ СОШ 1360.
Контроль знаний учащихся. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов.
Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися Трофименко Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Краснохолмская.
Тема 4. Модели принятия решений Концептуальные модели развития человеческого общества (организации) в целом Органическая модель предполагает, что.
Инструментальные системы для создания компьютерных тестов.
Москва 1999 Требования к созданию тестовых заданий и типология тестов (Обзор возможностей контроля знаний) ЦДО МГИЭМ.
Нормальное распределение Тема 1. Вопросы для обсуждения 1.Случайная величина и ее распределение 2.Математическое ожидание и его оценка 3.Дисперсия и ее.
Транксрипт:

Имплицитное научение в процессе взаимодействия с динамическими системами В. Иванов, Институт Психологии РГГУ

Что такое имплицитное научение? Приобретение знания, влияющего на поведение, но не представленного в сознании. (согл. Cleeremans, 1996)

Когда мы говорим об ИН? a>b где a – чувствительность на уровне поведения к закономерностям задачи, b – эксплицитное знание об этих закономерностях.

Критерии ИН Намерение; Наличие метакогниций; Доступность. (Cleeremans & Dienes, 2008)

Как это связано с процессами контроля систем? В психологии решения задач используются компьютерные игры- симуляции сложных систем. Несмотря на простоту, они сохраняют определяющие свойства. В ряде работ на этом материале показано, что ИН возникает в ходе взаимодействия со сложной системой.

Комплексные системы в когнитивной психологии Определяющие свойства комплексной задачи: Динамика; Зависимость от времени; Собственно комплексность. (Quesada et al., 2005)

Sugar Factory (Berry & Broadbent, 1984) P t = 2W - P t-1 + e, где P t – продукция сахара в момент времени t, P t-1 – продукция в предыдущий момент, W – число задействованных рабочих, e - случайный фактор

Sugar Factory: методика Инструкция ОбучениеТестовая фазаВопросы Решатель учится управлять фабрикой; успешность определяется отклонением от цели в тестовой фазе. В конце эксперимента он отвечает на вопросы: Предсказание будущих состояний системы; Определение правильного ввода.

Sugar Factory: методика Испытуемые делятся на группы с различной длительностью обучающей фазы. Также может меняться информативность инструкции.

Sugar Factory: результаты Успешность не связана с числом верных ответов в тесте: она возрастает независимо. Связь между ними появляется только после длительной практики. Подсказки улучшают результаты теста, но не успешность. a растет, b остается неизменным; т.о., a>b

The Whale Game (Porter, 1986) Две задачи: Кит должен поедать планктон – нужно знать, по каким правилам он движется; За китом охотятся каяки – нужно знать, как их избегать. Решатель хорошо понимает, как ловить планктон, но не может объяснить правила избегания каяков.

The Whale Game: методика В ходе игры испытуемые выполняют побочное задание: Рассуждение вслух; Счет; Повторение слов. Успешность оценивается по количеству съеденного планктона и частоте столкновений с каяками; Знание двух правил – по вербальному отчету в конце пробы.

The Whale Game: результаты Побочное задание действует на две закономерности по-разному: Эффективность поедания планктона ухудшается по сравнению с контрольной группой; Успешность избегания каяков в основном остается неизменной.

Проблема экологической валидности Описанные задачи в целом не похожи на реальные комплексные системы. Это вырожденные случаи. Можно ли переносить результаты на большие системы?

Firechief (Omodei & Wearing, 1995) Большая экологическая валидность по сравнению с предыдущими задачами: Число переменных; Временное давление; Несколько процессов, протекающих параллельно.

Firechief: методика Успешность в игре зависит от числа и вида сгоревших участков. Выбраны две закономерности: Скорость горения разных участков; Ценность разных участков.

Firechief: методика Как доказать для такой сложной системы, что a>b ? Мы сравниваем меру чувствительности с эксплицитной оценкой: Тест реакции выбора; Прямая количественная оценка.

Firechief: методика Тест (выбор одного из трех вариантов ответа): Требуется отвечать как можно быстрее, не раздумывая. Снижение влияния сознательной репрезентации за счет спонтанности реакций.

Firechief: методика Прямая оценка: Время не ограничено; Принимаются гипотезы, в которых решатель не уверен.

Firechief: методика

Теоретически критерий ИН здесь – доступность. Эмпирический критерий - рост a при неизменном b. Имеет смысл только тогда, когда a выше случайного угадывания.

Firechief: методика Инструкция Проба 1Проба 2Проба 6Проба 5Проба 4Проба 3 Тренировочная проба Измерение знания

Firechief: результаты Для одной из двух закономерностей получен желаемый эффект: Успешность выполнения теста растет; Точность прямых оценок не меняется. Часть приобретаемого решателем знания носит имплицитный хараткер.

Обсуждение: экологическая валидность В отличие от других парадигм изучения ИН, задача обучения поставлена явно. В реальности обучение часто протекает в таких условиях. Динамические системы как таковые считаются более экологически валидными, чем классические задачи.

Обсуждение: проблемы измерения В классических парадигмах (AGL, SL) b=0. Достаточно доказать, что a>0. Здесь, напротив, b>0 всегда. Для крупных систем измерение знания вообще затруднено.

Зачем использовать такие задачи? Если мы предположим, что ИН протекает по-разному в отсутствие задачи обучения и при наличии ее. Если нас интересуют задачи со множеством переменных.

Спасибо за внимание!