Российский государственный социальный университет Кафедра социальной и педагогической информатики Российский государственный социальный университет Кафедра социальной и педагогической информатики Федосов Александр Юрьевич доктор педагогических наук, профессор Федосов Александр Юрьевич доктор педагогических наук, профессор Формирование информационного мировоззрения учащихся на основе интегративного подхода к обучению и воспитанию в средней школе
Информационное мировоззрение это система взглядов человека на мир информации и место человека в нём, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В век информации она тесно связана с образом жизни человека, социальной группы, общества в целом, их мотивациями. Именно это, прежде всего, определяет успешность их информационной подготовки.. 2
– принцип культурологического подхода; – принцип системного подхода; – принцип деятельностного подхода; – принцип технологического подхода; – принцип непрерывности; – принцип интегративности; Общеметодологические принципы организации информационного образования 3
– развитие способности получения интегрированных знаний; – обеспечение непрерывности образовательного и воспитательного процесса; – формирование межпредметных умений, способствующих повышению эффективности учебно-познавательной деятельности; – формирование общеучебных умений и навыков; – расширение познавательного диапазона представлений учащихся; – способствование формированию нравственно-волевых качеств личности школьника, мотивов, взглядов, убеждений, привычек, потребностей, правил поведения в условиях информатизации общества. Задачи интегрированного обучения 4
1.Функция углубления связей между предметами; 2. Функция систематизации и обобщения знаний; 3. Функция развития научного мышления; 4. Функция гуманизации образования; 5. Функция регионализации содержания обучения и воспитания; 6. Функция модернизации учебного материала школьных предметов. Функции интегрированного обучения 5
Интегративный подход в формировании информационного мировоззрения проявляется в конструировании учителем такой дидактической системы, которая может иметь локальный характер, замыкаться рамками одной учебной темы, охватывать несколько учебных тем, связанных общими для информатики и иных предметов ведущими идеями, или объединять группу учебных курсов, решающих комплексную задачу формирования системы взглядов учащегося на мир информации и место человека в нём и информационного образа жизни. 6
– формирование знаний о целостной информационной картине мира, о коэволюции процессов развития общества и его информатизации; – развитие творческого мышления, ориентированного на целостное восприятие окружающего мира; – развитие самоактуализированности личности учащегося, осуществляемое, в том числе, посредством информационной деятельности; – повышение способности решать задачи воспитания школьников на основе более широкого подхода, учитывающего региональные особенности, социальные, экологические проблемы; – формирование экологического взгляда на мир, способности понимать причины, оценивать и предотвращать нарушение природных систем, применять усвоенные знания в практической деятельности; – формирование ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм в информационной деятельности, способности применять полученные навыки в социальной практике; – формирование положительного отношения и интереса к гуманистическому мировоззренческому осмыслению современных проблем общества, развитие гражданственности и патриотизма. Задачи интегративного подхода в формировании информационного мировоззрения (в том числе в школьном курсе информатики и ИКТ) Задачи интегративного подхода в формировании информационного мировоззрения (в том числе в школьном курсе информатики и ИКТ) 7
Спасибо за внимание!