Анализ современной ситуации в образовании Г.Н. Прозументова, д.п.н., профессор Томского государственного университета
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ фундаментальность знаний фундаментальность знаний связь обучения с научными школами непрерывность образования связь обучения с научными школами непрерывность образования доступность… доступность… массовость… массовость… ……. ……. Представления о достоинствах традиционной системы образования: 1.1
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ фундаментальность знаний фундаментальность знаний связь обучения с научными школами связь обучения с научными школами непрерывность образования непрерывность образования доступность… доступность… массовость… массовость… ……. ……. Стратегические вызовы (сигналы к изменению): Формирование общественного заказа и требований Разнообразие требований и субъектов изменение форм организации социальной, экономической жизни Формирование инновационного сектора экономики Становление Открытого общества Представления о достоинствах традиционной системы образования: 1.2
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ф ундаментальнос ть знаний ф ундаментальнос ть знаний связь обучения с научнымисвязь обучения с научными школамишколами непрерывность образованиянепрерывность образования доступность…доступность… массовость…массовость… ……. ……. Стратегические вызовы (сигналы к изменению): Формирование общественного заказа и требований Разнообразие требований и субъектов Изменение форм организации социальной, экономической жизни Формирование инновационного сектора экономики Становление Открытого общества Представления о достоинствах традиционной системы образования: 1.3 Проблемы: Неопределенность заказа и требований Создание рынка образовательных услуг Мобильность как социальная и образовательная компетентность необходимость совершения выбора Повышение конкурентоспособнос ти Вхождение единую Европейскую зону знаний (Болонский процесс)
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ОБОБЩЕНИЕ КРИЗИС Дисфункция сложившихся форм организации образования Дисфункция сложившихся форм организации образования Ориентация на решение оперативных задач Ориентация на решение оперативных задач Направленность усилий на решение симптоматических проблем Направленность усилий на решение симптоматических проблем Избегание постановки и решения проблем стратегического развития образования Избегание постановки и решения проблем стратегического развития образования 1.4
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ОБОБЩЕНИЕ ФУКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ Дискредитация подхода и понимания образования как воспроизводства и передачи опыта Дискредитация подхода и понимания образования как воспроизводства и передачи опыта Неоформленность смысловых, целевых установок разных субъектов влияния на образование Неоформленность смысловых, целевых установок разных субъектов влияния на образование Депрофессионализация участников образовательного процесса Депрофессионализация участников образовательного процесса Несформированность управленческой культуры, ориентированной на смысловую организацию развития образования Несформированность управленческой культуры, ориентированной на смысловую организацию развития образования 1.5
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕХОД К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ Формирование в обществе представления об образовании как средстве повышения качества жизни Формирование в обществе представления об образовании как средстве повышения качества жизни Усиление требований к результатам и средствам образования Усиление требований к результатам и средствам образования Использование инноваций как стратегического ресурса развития образования Использование инноваций как стратегического ресурса развития образования Капитализация инновационных разработок и человеческого ресурса в образовании Капитализация инновационных разработок и человеческого ресурса в образовании Антропологическое содержание изменений и тенденций развития образования Антропологическое содержание изменений и тенденций развития образования 1.6
Субъекты влияния и изменения в образовании Субъекты влияния на образование государство общественные (социальные) группы Профессиональные, образовательные сообщества 2.1
Механизмы влияния на образование 2.2 Гос. заказ Общественные потребности Образовательные инициативы
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Субъекты влияния на образование государство госзаказ гос. образовательные учреждения общественные (социальные) группы общественные потребности образовательные организации человек образователь- ные инициативы образовательные сообщества 2.3
Состояние образования Множественность субъектов влияния Множественность субъектов влияния Разнообразие механизмов влияния Разнообразие механизмов влияния Развитие инновационного образования Развитие инновационного образования 2.4
Антропологический контекст образования Субъекты влияния на образование государство общественные (социальные) группы Профессиональные, образовательные сообщества Гос. заказ Общественные потребности Образовательные инициативы 2.5
Объект – Субъект – Проблемы управления государство Гос. заказ Образовательные стандарты Учебные программы Учебные планы Учебный режим Образовательное учреждение Административная группа