Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ – компетентности» по программе: «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника»
Работу выполнила: Жирякова Зоя Архиповна I – я квалификационная категория, МОУ –средняя общеобразовательная школа 11 Город Искитим, Новосибирской области
Урок - экскурсия
ЦЕЛЬ: совершить заочное путешествие по городу Орлу -месту действия множества произведений писателя Н.С.Лескова. Задачи:1)показать места, связанные с именем Н.С.Лескова; 2)познакомить с героями сказа «Левша» в изображении разных художников.
Мы в родном городе Лескова Орле, основанном у слияния рек Оки и Орлик еще в XVI веке Иваном Грозным в самом центре России как крепость, которая должна была защищать подступы к Москве.
С Орлом связаны биографии и творческие судьбы многих русских писателей. И.С.Тургенев, И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев,Ф.И.Тютчев, –А.А.Фет, И.А.Бунин,И.А.Бунин, М.М.Пришвин и другиеМ.М.Пришвин и другие
Никитская церковь XVIIIвека- кафедральный собор – отмечена служением здесь «суровых владык».
Памятник Н.С.Лескову. Четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, установлена на постаменте из полированного серого гранита.
А вокруг памятника, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений. Среди них тульский оружейник «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученьи выдраны.
Рядом с памятником – здание бывшей мужской гимназии, в которой учился Н.С.Лесков и многие известные орловцы: святитель Феофан Затворник, П.И.Якушкин, Л.Н.Андреев, полярный исследователь В.А.Русаков и другие
Н.С.Лесков первый указал место, где следует соорудить памятник И.С.Тургеневу. Завет был исполнен лишь в 1968 году.
В 1974 году дом на бывшей Третьей Дворянской улице стал музеем Н.С. Лескова.
В рабочем кабинете Лескова – многочисленные старинные часы, бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, на столах множество ламп, масса безделушек.
В музее находится портрет Н.С.Лескова, созданный за год до смерти писателя художником В.Серовым.
Множество своих героев Лесков расселил на орловской земле, считая свою малую родину «микрокосмом всей земской России».
Сказ «Левша» в рисунках русских художников: Н.В.Кузьмина, Кукрыниксов и художника- мультипликатора Ю.Тюрина.Сказ «Левша» в рисунках русских художников: Н.В.Кузьмина, Кукрыниксов и художника- мультипликатора Ю.Тюрина. Сравните иллюстрации и отметьте особенность отражения лесковского текста в рисунках.Сравните иллюстрации и отметьте особенность отражения лесковского текста в рисунках.
Художники Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.) в 1974году создали иллюстрации к сказу «Левша» и были награждены за них золотой медалью Академии художеств СССР.
Кукрыниксы. Франтиспис к сказу Н.С.Лескова «Левша».Кукрыниксы. Франтиспис к сказу Н.С.Лескова «Левша». Государь с Платовым в кунсткамере.Государь с Платовым в кунсткамере. Государь Александр Павлович рассматривает блоху через «мелкоскоп».Государь Александр Павлович рассматривает блоху через «мелкоскоп».
Государь Николай Павлович рассматривает стальную блоху через «мелкоскоп».
Н.В.Кузьмин ( ) – один из лучших иллюстраторов сказа.Н.В.Кузьмин ( ) – один из лучших иллюстраторов сказа. Тульские мастера за работой.Тульские мастера за работой. Мастера несут Платову шкатулку с аглицкой стальной блохой.Мастера несут Платову шкатулку с аглицкой стальной блохой. Атаман Платов ковыряет замок пистоли.Атаман Платов ковыряет замок пистоли. Платов на «досадной укушетке».Платов на «досадной укушетке». Левша держит блоху на ладони.Левша держит блоху на ладони.
–Художник А.Г.Тюрин( )создал рисунки к первому мультфильму, лучшие из них получили самостоятельность и стали называться иллюстрациями. Платов на «досадной укушетке».Платов на «досадной укушетке». Левша и император Николай Павлович возле мелкоскопа.Левша и император Николай Павлович возле мелкоскопа. Левша среди англичан.Левша среди англичан. Смерть левши.Смерть левши.
Иллюстраторы по-разному интерпретируют события повести о Левше, но в них одинаково сильно звучит мысль о трагической судьбе талантливого человека в России и о жестокости, холодности самовластья.
Итог урока. Читая произведения Лескова, мы можем посетить приокские места и даже составить «адресную книгу»лесковских героев, жизнь которых связана с орловской землей – малой родиной писателя. Он научил нас любить свою большую Родину. А силы в нем такие, И в нем талант такой – Талант любить Россию, Любить народ родной. А.Бельский. А.Бельский.