Технологии проведения медиаобразовательных занятий Ведущие методики массового медиаобразования в зарубежных странах – раздел Иконографический анализ медиатекстов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ персонажей аудиовизуальных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере фильма Н.С. Михалкова «12»)
Advertisements

Технологии проведения медиаобразовательных занятий Ведущие методики массового медиаобразования в зарубежных странах – раздел Анализ персонажей медиатекстов.
Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России Методика медиаобразования Презентацию подготовила: к.п.н., доцент И.В. Челышева.
Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России Методика медиаобразования Презентацию подготовила: к.п.н., доцент И.В. Челышева Таганрог
Массовые, общедоступные искусства 900igr.net. Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Огромную популярность.
Бельчикова Н.В. – зам.зав. по УВР Нищик С.В. - руководитель изостудии МДОУ д/с 30.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Технологии проведения медиаобразовательных занятий Ведущие методики массового медиаобразования в зарубежных странах – раздел Герменевтический анализ ©
10 способов работы с художественным фильмом на уроках английского языка Балабанова О.Ю. учитель английского языка МОУ СОШ 6 с углубленным изучением английского.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Азбука кино Все, что вы хотели узнать о кинематографе!
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Теории медиаобразования Теоретические основы развития медиаграмотности / медиакомпетентности аудитории А.В. Федоров, доктор педагогических наук, профессор,
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
А.В. Федоров, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Медиаобразование» (Москва), президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики.
Методический центр «УСПЕХ» Екатеринбург этап: Мотивация детей на новое поэтического произведение. -«Давайте порадуем родителей новой инсценировкой!»
Медиаобразование в России
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Учитель русского языка и литературы Бурчук Любовь Николаевна Санкт-Петербург ГБОУ СОШ 184.
Транксрипт:

Технологии проведения медиаобразовательных занятий Ведущие методики массового медиаобразования в зарубежных странах – раздел Иконографический анализ медиатекстов © Федоров Александр Викторович, Alexander Fedorov

Иконографический анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях Иконографический анализ (Iconographic Analysis) – ассоциативный анализ изображения в медиатексте (например, вода, огонь – как символы чистоты и разрушения), связанный с семиотическим анализом

Цикл литературно-аналитических творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекста Медийные агентства (media agencies): анализ логотипов известных медийных агентств/фирм с визуальной (композиция, цвет и т.д.) точки зрения; Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories): анализ объема медиатекста (газеты, телепередачи), выделенного на изображение (фотографии, рисунки и т.д.) или рекламные материалы, и объема для вербальных текстов (статей, диалогов и т.д.) Последующее определение типа медиатекста (вид, жанр, способ и регион распространения и пр.); Медийные технологии (media technologies): анализ технологий использования визуального ряда в медиатекстах конкретных видов и жанров;

Цикл литературно-аналитических творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекста Языки медиа (media languages): сравнение композиции в живописи, рисунке, скульптуре, фотографии, кино/телекадре; просмотр DVD/видеозаписи эпизода медиатекста без звука, чтобы сконцентрировать внимание на мимике, жестах персонажей, на цвете, освещении, последовательности сцен и видах съемки (планы, ракурсы, движение камеры); просмотр того же эпизода со звуком, чтобы получить более ясное представление о том, как достигается эффект воздействия медиатекста на аудиторию (включая воздействие конкретных технических приемов);

Цикл литературно-аналитических творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекста Медийные репрезентации (media representations): сравнение двух кадров (двух фотографий, рисунков), где одна и та же сцена изображена в различных ракурсах. Размышление над тем, как изменение ракурса влияет на ваше восприятие, на понимание отношения персонажей медиатекста друг к другу; анализ рекламных афиш медиатекстов (визуальная и письменная информация, самая важная часть данной информации, указания на жанр медиатекста, композиция афиши); составление прогноза успеха того или иного рекламируемого медиатекста у аудитории;

Цикл литературно-аналитических творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекста Медийные репрезентации (media representations): определение разницы в качестве рекламы, в характере рекламируемых товаров и услуг, во внешности изображенных мужских и женских образов; выбор нескольких фотографий или постеров разных лет, изображающих красивых женщин и мужчин; определение общего в этих изображениях, изменений за прошедшие десятилетия критериев красоты человека и того, каким образом медиатексты отражают эти изменения; анализ конкурса фотопроб актеров на роли (с использованием фотографий известных актеров или фотографий обычных людей);

Цикл литературно-аналитических творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекста Медийная аудитория(media audiences): анализ ряда изображений из медиатекстов с различными вариантами использования пространства; выводы о вкусе, социальной принадлежности, поле и возрасте людей, которых авторы рассматривают в качестве целевой аудитории;

Типичные иконографические стереотипы в медиатекстах жанры медиатекстов (драма, мелодрама, детектив, триллер, вестерн, теленовости, телеинтервью, реалити-шоу, игровое шоу, ток- шоу и пр.) иконографические стереотипы в медиатекстах: описание обстановки: предметов, места действия; описание приемов изображения предметов; описание приемов изображения персонажей; описание приемов изображения места действия

Условные коды типичных персонажей медиатекстов и характеристика их визуального проявления условные коды персонажей в медиатекстах (Золушка, Богатырь/Супермен/ Герой, Простак/Иванушка-дурачок, Король/Царь/Властитель, Красавица и Чудовище, Аутсайдер/Неудачник, Злодей или Маньяк, Вампир/Упырь, Шпион/Разведчик, Предатель, Жертва и пр.) список конкретных медиатекстов, где можно легко обнаружить данные коды визуальная характеристика проявления данных кодов в медиатекстах

Типичные визуальные изображения чувств в медиатекстах условные коды типичного визуального выражения чувств в медиатекстах (голод, жажда, пресыщенность, сытость, страх, ужас, радость, восторг, сексуальное влечение, сексуальная антипатия, любовь, ненависть, жалость, сострадание, равнодушие, зависть, ревность, робость, застенчивость, агрессия, наглость и др.) визуальная характеристика проявления данных изображений в медиатекстах список конкретных медиатекстов, где можно легко обнаружить данные визуальные изображения чувств

Стереотипы визуального изображения типичных мест действия медиатекстов визуальные изображения типичных мест действия в медиатекстах (жилище богача, жилище бедняка, жилище маньяка, салун/бар/ресторан, современный деловой офис, учебное заведение, армейская казарма, корабль, подлодка, полицейский отдел, судебный зал, тюрьма и др.) список конкретных медиатекстов, где можно легко обнаружить данные типичные изображения визуальная характеристика проявления данных в медиатекстах

Цикл ролевых творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекста на занятиях Медийные агентства (media agencies): деловая игра «Создаем газету/журнал/интернетный сайт»; презентация медийного логотипа средствами пантомимы; Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories): подготовка пантомимы в рамках какого-либо медийного жанра с опорой на определенное визуальное пластическое решение; Медийные технологии (media technologies): практическая реализация (в небольших творческих группах, вооруженных, например, портативными цифровыми видеокамерами) определенной медийной технологии с опорой на тот или иной способ визуального изображения;

Цикл ролевых творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекста на занятиях Языки медиа (media languages): съемка короткого видеосюжета (длительность: 2-3 мин.) «Игра в шахматы», «Перемена в учебном заведении» и т.п. с использованием различных способов съемки; съемка телепередачи/выпуска теленовостей с использованием различных способов съемки;

Цикл ролевых творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекста на занятиях Медийные репрезентации (media representations): пластические («застывшие» фигуры) этюды на темы сюжетов и персонажей медиатекстов; пантомимические этюды на темы сюжетов и персонажей медиатекстов; театрализованный этюд на тему «международной встречи медиакритиков», которые обсуждают различные аспекты, связанные с иконографическим анализом медиатекстов; Медийная аудитория(media audiences): подготовка пантомимы, визуально отражающей различные эмоциональные реакции аудитории разного возраста и социального статуса на те или иные медиатексты.

Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекстов Медийные агентства (media agencies): переделка логотипа какой-нибудь известной компании, обоснование сделанных визуальных изменений; Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories): подготовка рисунка, плаката, коллажа, отражающего визуальные стереотипы какого-либо медийного жанра;

Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекстов Медийные технологии (media technologies): выбор медийных технологий (средств и формы изображения в фотографии, рисунке, журнальной иллюстрации и т.д.) и создание изображения истории на простую тему; экспериментирование с различными формами и технологиями с целью исследования того, как они используются для передачи специфических текстов, «посланий», визуальных символов; использование различной техники в планировании и создании медиатекстов, внимательный и критический анализ полученного результата;

Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекстов Языки медиа (media languages): раскадровка видеосъемки (общий, средний, крупный планы) репродукции живописного полотна или кадра из фильма/телепередачи, фотографии с помощью рамки «кадра» разной величины; подготовка серии из десяти-двенадцати кадров, которая могла бы быть взята за основу для съемки сцены погони, например, в детективе (с опорой на различные виды кадрирования – общий план, крупный план, деталь и т.д.); выполнение и презентация визуального медиапроекта, основанного на изобразительной символике;

Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекстов Медийные репрезентации (media representations): анализ кадра (фотографии, плаката, рекламного постера) с точки зрения того, что там происходит. Изготовление вырезок фигур или предметов, изображенных на фотографии или плакате. Разные варианты расположения этих вырезок в «кадре». Размышление над тем, изменились ли отношения персонажей и предметов после такой перестановки; создание различных визуальных сюжетов на основе одного и того же изображения (с изменением его формы и элементов);

Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекстов Медийные репрезентации (media representations): чтение сценарной строки (к примеру: «Она стоит на мосту, закуривает сигарету, делает несколько затяжек и бросается в воду»). Подготовка (с использованием покадровых листов) серии кадров «экранизации» этой сценарной строки; создание постера или коллажа на основе вырезок текстов и изображений из старых газет/журналов. подбор/создание рисунка, отражающего вашу трактовку медиатекста; создание диорамы сцены из медиатекста; создание иллюстрированной книги;

Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекстов Медийные репрезентации (media representations): создание рекламных афиш собственного медиатекста (вариант: афиши к профессиональным медиатекстам) с помощью фотоколлажа с дорисовками, либо основанных на оригинальных собственных рисунках; создание рисунков и коллажей на тему российских и зарубежных медиатекстов; создание рисованных «комиксов» по мотивам тех или иных медиатекстов, рассчитанных на определенную возрастную аудиторию. создание настольной или физической игры по мотивам известного медиатекста; создание альбома для вырезок интересных фактов и информации, основанной на вашем восприятии.

Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекстов Медийные репрезентации (media representations): разработка карты местности, где происходит история медиатекста. Включение туда важных географических особенностей (типа озер, рек, и т.д.). Объяснение событий, происходивших в различных местах; изображающих определенные сцены медиатекста, постановка кукольного спектакля по некоторым эпизодам; создание мультипликации - вашей собственной анимационной версии персонажей, написание их диалогов;

Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекстов Медийная аудитория(media audiences): создание визуальных медиатекстов, предназначенных для специфической аудитории, предвидение того, как аудитория может отреагировать на такую продукцию; создание рисунков или рисованных комиксов, отражающих различные эмоциональные реакции аудитории разного возраста и социального статуса на те или иные медиатексты.

Вопросы к иконографическому анализу медиатекстов [Buckingham, 2003, pp.54-60; Бергер, 2005, с.49, 92, 99, 124, 145; Медиа…, 2005, с.365 Федоров, 2004, с ;Федоров, 2006, с и др.]: Медийные агентства (media agencies): Всегда ли медийные агентства используют в своих логотипах изображения, отражающие их реальную деятельность? Если нет, то почему? Какие визуальные решения, обозначающие ту или иную фирму, наиболее распространены? Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories): Есть ли разница в подходах к использованию цвета и освещения в медиатекстах разных видов и жанров? Как изобразительные коды и условности проявляются в различных типах медиатекстов?

Вопросы к иконографическому анализу медиатекстов на занятиях Медийные технологии (media technologies): Как визуальные технологии влияют на создание медиатекстов? Языки медиа (media languages): Какие шрифты используются в медиатексте, и какую информацию они несут? Какова взаимосвязь между изображением и текстовыми элементами в печатном рекламном медиатексте? Какая языковая стилистика и речевые приемы использованы в тексте, размещенном на данном рекламном плакате?

Вопросы к иконографическому анализу медиатекстов на занятиях Языки медиа (media languages): Как используется пространство на рекламном плакате? Много ли там свободного места, или постер заполнен текстом и изображением рекламируемой продукции? Почему, по-вашему, это сделано именно так? Какой ракурс применен в данном постере/фотографии/кадре? Каков тип освещения? Как используется цвет? Как медиа пользуются различными формами визуального языка, чтобы передать идеи или значения? Как это использование визуального языка становится понятным и общепринятым? Каковы воздействия выбора определенных форм визуального языка медиа?

Вопросы к иконографическому анализу медиатекстов на занятиях Языки медиа (media languages): Как вы думаете, что было отобрано, чтобы получилось именно такое изображение в кадре? Каково соотношение между различными предметами, которые мы видим в кадре? Как изображены люди и предметы в том или ином эпизоде? Есть ли в данном медиатексте визуальные символы, знаки? Если есть, то какие?

Вопросы к иконографическому анализу медиатекстов на занятиях Языки медиа (media languages): Если на рекламном плакате изображены люди и/или животные, то опишите, как они выглядят? О чем говорит фон, на котором они изображены? Как этот фон соотносится с изображенным действием? Влияют ли традиции великих мастеров живописи на визуальный ряд современных медиатекстов? Можете ли вы назвать примеры пейзажей, портретов, натюрмортов в медиатекстах?

Вопросы к иконографическому анализу медиатекстов на занятиях Медийные репрезентации (media representations): Чьими глазами увидены (кем рассказаны) события в том или ином эпизоде медиатекста? Как авторы медиатекста могут изобразительно показать, что их персонаж изменился? Есть ли в медиатексте моменты, когда предлагаемая точка зрения визуально помогает создать ощущение опасности или неожиданности? Может ли быть природа (пейзаж) персонажем медиатекста? Если да, то почему?

Вопросы к иконографическому анализу медиатекстов на занятиях Медийные репрезентации (media representations): Запишите на видеомагнитофон одну и ту же главную «новость дня» с двух телеканалов, сравните визуальную и вербальную организацию этих двух вариантов (порядок показа фрагментов, визуализацию, комментарий, работу операторов). Что вы можете сказать об обнаруженных различиях?

Вопросы к иконографическому анализу медиатекстов на занятиях Медийная аудитория(media audiences): В какой степени знания обуславливают эмоциональную реакцию на изобразительный ряд медиатекста? Если бы вы ничего не знали о нацизме и увидели бы медиатексты с изображением заключенных концлагерей, какое впечатление это произвело бы на вас? Почему? В чем будет разница между фотографиями/видеосъемкой, сделанной по отношению к одному и тому же объекту туристом и ученым-исследователем? Как освещение, игра светотени влияют на восприятие аудиторией того или иного медийного образа?