Роль классного руководителя в формировании правовой культуры учащихся.
Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.
Задачи школы и классного руководителя: ознакомление учащихся с правовыми актами государства; воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения; привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке; усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности.
Работа по правовому воспитанию строится по следующим направлениям: Я – личность. Мое общество. Мои права и обязанности. Мое Отечество. Моя семья.
Классные часы: « Я – гражданин РК» «Молодежь, наркотики и закон» «Урок мудрости для интеллектуалов» дебаты «Конституционные права и свободы граждан Казахстана регулярно нарушаются» игра «Кандидат в президенты Казахстана» цикл бесед «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних» и «Политическая система Казахстана» тренинги по обучению правам человека анкетирование профилактические беседы школьного инспектора ГДН встречи с работниками юстиции
Темы правового всеобуча: Правовые нормы в Казахстане. Правовое государство начинается в школе. Законодательные органы. Закон обо мне и мне о законе. Зачем так много правил. Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности» и другие.
Родительские собрания: «Как научиться быть ответственным за свои поступки» «Трудный ребенок. Каков он?»
Классный руководитель должен: помочь овладеть знаниями, умениями и навыками; развивать личность, осознающую себя полноправным членом общества, носителем прав и обязанностей; воспитывать у ученика уважение к праву и пониманию его ценностей; формировать основы правовой компетентности и гражданской ответственности.