Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Работа с микротекстом Аруева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 п Солнечный
Составное задание А6-А11 посвящено разноаспектному анализу микротекста. А6- проверяет способность устанавливать смысловую связь между фразами, последовательность предложений в тексте, определять ведущую тему текста. А6- проверяет способность устанавливать смысловую связь между фразами, последовательность предложений в тексте, определять ведущую тему текста. А7- знание средств связи предложений в тексте А7- знание средств связи предложений в тексте А8- умение определять грамматическую основу предложения А8- умение определять грамматическую основу предложения А9- умение определять виды предложений по количеству грамматических основ, виды сложных предложений по средствам связи их частей А9- умение определять виды предложений по количеству грамматических основ, виды сложных предложений по средствам связи их частей А10-знание частей речи А10-знание частей речи А11- умение определять лексическое значение слова. А11- умение определять лексическое значение слова.
Для выполнения заданий А6-А7 необходимо определить ведущую тему текста определить ведущую тему текста установить смысловую связь между фразами. установить смысловую связь между фразами.
ПАМЯТКА 1 Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически Тема – это то, о чем говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем и т.д. Каждый текст создается на определенную тему, все его предложения ею объединены. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема – это то, о чем говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем и т.д. Каждый текст создается на определенную тему, все его предложения ею объединены. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Основная мысль, идея – это то главное, что хотел сказать автор текста. Она может быть сформулирована в одном из предложений текста, но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому. Основная мысль, идея – это то главное, что хотел сказать автор текста. Она может быть сформулирована в одном из предложений текста, но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому.
Признаки текста, которые нужно учитывать при выполнении заданий А6, А7: информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному. информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному. связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. смысловая связность. Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. смысловая связность. Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи. завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.
ПАМЯТКА 2 Схема текста –рассуждения Схема текста –рассуждения вступление. вступление. тезис тезис доказательства (объяснения) доказательства (объяснения) вывод вывод Тезис и вступление могут совпадать. Вывод может отсутствовать
Схема текста- повествования начало события. начало события. его развитие его развитие конец события конец события В текстах художественного стиля присутствует еще и кульминация. В текстах художественного стиля присутствует еще и кульминация.
Схема текста-описания. общее впечатление о предмете (явлении) общее впечатление о предмете (явлении) признаки предмета (явления) признаки предмета (явления) отношение к предмету (явлению) отношение к предмету (явлению)
Самый простой способ определения типа текста Тип текста Вопрос Прием «фотографирования » Повествование Что и как произошло? Можно сделать несколько фотоснимков ОписаниеКакой? Можно сделать один фотоснимок РассуждениеПочему? Нельзя сфотографировать
В первой фразе часто бывает представлен тезис, который последующими предложениями обосновывается, или конкретизируется, или иллюстрируется и т.п. 1) Собрание мелких стихотворений Пушкина – ряд самых ослепительных картин. 2) Это тот ясный мир, который так дышит чертами, знакомыми одним древним, в котором природа выражается так же живо, как в струе какой-нибудь серебряной реки, в котором быстро и ярко мелькают ослепительные плечи, или белые руки, или алебастровая шея, обсыпанная ночью темных кудрей, или прозрачные гроздия винограда, или мирты и древесная сень, созданные для жизни. 3) Тут все: и наслаждение, и простота, и мгновенная высокость мысли, вдруг объемлющая священным холодом вдохновения читателя
Цепная связь (последовательная Параллельная связь Каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения. Предложение не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются Средства связи: лексический повтор синоним,перифразаслова-«заместители»: указательные, личные и притяжательные местоимения местоименные наречия союзные слова словесный пропуск Средства связи: Синтаксический параллелизм, проявляющийся чаще всего в одинаковом порядке следования слов одинаковом порядке следования слов единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых. единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.
Цепная связь (последовательная) Параллельная связь В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья. Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней. («Два жадных медвежонка», венгерская сказка») Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала. ( Д.Н.Мамин-Сибиряк)
Алгоритм выполнения задания А6
Алгоритм выполнения задания А7
1)…..2) Кинематограф впитал в себя опыт всех других шести искусств, ведь достижения кинематографа связаны и с развитием техники. 3)Но создатели первых фильмов использовали достижения театрального искусства. 4) Фильм делили на несколько эпизодов, которые снимались с одной неподвижной точки. 5) Актеры играли так же, как и на сцене, но при этом сильно жестикулировали и придавали особую выразительность лицу, чтобы восполнить отсутствие речи в немом кино. 6)….
А6. Какое из приведенных предложений должно быть первым в в этом тексте? 1.Все виды искусства обладают такими же широкими возможностями воздействия на наше восприятие, как кино. 2.Ни один вид искусства не обладает такими широкими возможностями воздействия на наше восприятие, как кино. 3.Ни один вид искусства не обладает такими широкими возможностями воздействия на наше восприятие, как театр. 4.Ни один вид искусства не обладает возможностями воздействия на наше восприятие.
А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть шестым в этом тексте? 1.Правда, уже в эту пору начинают применяться съемки на природе, и это выводит действие за пределы театральной условности. 2.К сожалению, уже в эту пору начинают применяться съемки на природе, и это выводит действие за пределы театральной условности. 3.К несчастью, уже в эту пору начинают применяться съемки на природе, и это выводит действие за пределы театральной условности. 4.Напротив, уже в эту пору начинают применяться съемки на природе, и это выводит действие за пределы театральной условности