Региональная инфраструктура сопровождения инновационных процессов в областной системе образования Криволапова Н.А., д.п.н., проректор по науке и развитию образования ИПКПРО Курганской области, заслуженный учитель РФ, профессор кафедры НОУО
Нормативно-правое обеспечение системы инновационной деятельности Целевые программы научно-методического сопровождение приоритетных направлений развития региональной системы образования Положение «Об областной инновационной площадке» Положение об областном экспериментальном совете по инновационной деятельности Положения о ЦРО, ЦИПТ Положения о научно-методическом руководстве курсами, положение о курсах ИП
Основные направлений изменений обеспечение нового качества задач системы повышения квалификации; создание сетевой модели внедрения инноваций, опираясь на опыт инновационного развития ОУ; создание в институте инфраструктур, обеспечивающих научно- методическое сопровождение внедрения инноваций, инновационных педагогических технологий; создание системы, обеспечивающей обобщение, распространение позитивного инновационного опыта; создание системы мониторинга инновационных процессов на различных уровнях региональной системы образования; вовлечение в инновационную деятельность всех участников социокультурного пространства ОУ
Принципы инновационной деятельности принцип саморазвития; принцип человеческих приоритетов; принцип преемственности; принцип социальной направленности
Инновационная деятельность Экспериментальная деятельность Экспериментальная площадка осознание, разработка, апробация Внедренческая площадка внедрение, социализация Пилотная площадка осмысление, проектирование, реализация, внедрение Проектная деятельность Стажерская площадка Научно- исследовательская деятельность Временные научно- исследовательские коллективы разработка, проектирование, апробация, внедрение Пилотная площадка инновационный, социально- педагогический проект осмысление, проектирование, реализация, внедрение Научно- методическая лаборатория Авторская школа
Региональный уровень ОЭСИД ОВП ОЭП ОСП Областной банк инноваций Муниципальный уровень РЭСИД РЭП Банк инноваций МСО Институциональный уровень Научно-методический совет РВП ЭП Каталог инноваций ОУ Уровневая структура управления инновационной деятельностью в региональной системе образования ПП ОПП РПП ВП
Инфраструктура инновационной деятельности Курсы инновационного проектирования Научно-методическое кураторство Инновационный проект, социальный проект инновационная программа, целевая программа Инновационная деятельность Создание сетевой модели внедрения инноваций в образовательную практику Инновационная площадка (экспериментальная, внедренческая, пилотная, стажерская) Центр инновационных педагогических технологий Центр развития образования
Технологии педагогических нововведений Внедрение ( инновационные площадки) Обучение ( курсы инновационного проектирования, стажерские площадки ) Передача технологии ( авторские школы) Консалтинг ( проектирование ) Инжиниринг
Структурные компоненты курсов инновационного проектирования теоретическую подготовку; педагогическую практику; консультирование; экспертизу образовательного продукта; защиту проекта (программы) внедрения; создание инновационных площадок, опорных ОУ, являющихся центрами инновационной деятельности
Этапы реализации программы курсов инновационного проектирования I этап - теоретико-проектировочный II этап- практической апробации. III этап- итогово-аналитический Результат: разработка и внедрение в образовательную практику инновационных проектов (программ инновационной деятельности)
Направления научно-методического сопровождения (ЦИПТ) НаправленияНаучно-методические кураторы Школа - территория здоровьяАбрамов Э.Н. к.б.н.,доцент Булатова Т.Е. к.б.н. Школа трудового воспитанияИонина Н.Г. к.б.н.,доцент Школа психологического комфортаБадьина Н.П. к.пс.н. Школа успехаВойткевич Н.Н. к.п.н. Школа- центр социума Сереброва Е.В. Духовно-нравственное воспитаниеМогутова Н.Н., Фомичев К.А.к.и.н.
Направления научно-методического сопровождения (ЦРО) НаправленияНаучно- методические кураторы Профессиональное самоопределение Индивидуализация и дифференциация обучения Криволапова Н.А. д.п.н., Воробьева В.А. Использование ИКТ в образовательном процессе Квашнин Е.Г. Каширин Д.А. Модернизация содержания образования Каширин Д.А. Внедрение системы оценки качества образования Павлова Н.Ю.
Сетевая модель внедрения инноваций в образовательную практику Направлени е КураторыОУ, областные стажерские площадки ОУ, областные внедренческие площадки ОУ, кандидаты во внедренческие площадки Школа – территория здоровья Абрамов Эдуард Николаевич к.б.н. Булатова Тамара Евгеньевна к.б.н. 1.Тагильская СОШ Каргапольского района 1.Каргапольская открытая (сменная) школа 1 2.Чашинская СОШ Каргапольского р-на 1.СОШ 8 г. Шадринска 2.Ключевская СОШ Шадринского района 3.Крутихинская СОШ Далматовского района 2.Островская СОШ Юргамышского района 1.Мансуровская СОШ Сафакулевского р-на 2.Кировская СОШ Мишкинского р-на 1.Камышинская СОШ Сафакулевского района 2.Щучанская СОШ 4 3.Шумихинская СОШ 1 3.Пушкинская ООШ Куртамышского района 1.Нижневская СОШ Куртамышского района 2.Куртамышская СОШ1 1.Целинная СОШ Целинного района 2.Каширинская СОШ Кетовского района 4.Коноваловская СОШ Макушинского района 1.Арлагульская СОШ Лебяжьевского р-на 2.Чердынцевская СОШ Частоозерского р-на 1.Частоозерская СОШ 2.Речновская СОШ Лебяжьевского района 3.Новогеоргиевская СОШ Петуховского района 5.СОШ 52 г. Кургана 1.Башкирская СОШ Половинского р-на 2.Озернинская ООШ Звериноголовского района 1.Звериноголовская СОШ 2.Белозерская СОШ 3.Ялымская СОШ Притобольного района
«Эффективные способы работы лучших учителей должны находить распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Это означает, что как педагогическая практика будущих учителей – сегодняшних студентов педагогических вузов, так и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты» Президент РФ Медведев Д.А.
Динамика инновационных площадок ГодыОЭПОВПОСПОППВсего
Типы инновационных площадок Экспериментальная Пилотная теоретическая и методологическая разработка идеи, новой для системы образования; апробация экспериментальной идеи и оценка ее эффективности на основе разработанных критериев; обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; рекомендации по использованию результатов опытно-экспериментальной работы в педагогической практике. осмысление и разработка инновационной идеи; реализация инновационного проекта в образовательной практике; обобщение и систематизация результатов инновационной деятельности; разработка пакета учебно- методических материалов по итогам работы; внедрение в практику деятельности других образовательных учреждений позитивного инновационного опыта
Типы инновационных площадок Внедренческая Стажерская презентация инновационного опыта для системы образования на муниципальном и региональном уровне; работы; подготовка информационных, аналитических, методических, учебно- методических материалов; внедрение позитивного инновационного опыта в практику деятельности других образовательных учреждений адаптирующих этот опыт; обобщение и систематизация инновационного опыта; подготовка методических, учебно- методических, программно- методических материалов; создание сети инновационных площадок внедряющих инновационный опыт по данной проблеме; проведение методических и научно- методических мероприятий; организация и проведение курсов повышения квалификации, стажировок, авторских школ;
Динамика инновационных площадок Годы ОЭПОВПОСПОППВсего
Количество инновационных площадок в ОУ разных типов и видов УДОД – 6 СПО - 9 НПО - 3 ДОУ - 4 МУК - 1 МОУО - 1 Школы - 61
Социально-педагогические проекты «Профессиональное самоопределение» «Социально-ориентированная сельская школа» «Малая Академия Наук» «Я предприниматель» «Создание единой региональной системы управления информацией в сфере образования на основе ИКТ»
Система мониторинга инновационной деятельности определение результатов инновационной деятельности; определения технологии оценки инновационной деятельности; разработка инструментария оценки (критериев и показателей) на разных уровнях системы образования; Внедрения методики оценки инновационной деятельности на различных уровнях системы
Тенденции в развитии системы инновационной деятельности Создана инфраструктура, обеспечивающая научно-методическое сопровождение инновационной деятельности на областном уровне Нормативно-правовая база соответствует федеральным требованиям Расширился спектр направлений, по которым ведется инновационная деятельность Осуществляется развитие типов и видов инновационных площадок: создание авторских школ, научно-методических лабораторий Увеличивается доля ОУ, имеющих статус пилотных и стажерских площадок Разработаны критерии оценки и технология отбора ОУ, претендующих на статус инновационных площадок разного уровня Расширяется спектр технологий внедрения инноваций в педагогическую практику Повышается уровень готовности педагогов к инновационной деятельности Увеличивается доля ОУ, осуществляющих инновационную деятельность на основе проектов Увеличилась количество учреждений профессионального образования участвующих в инновационной деятельности
Перспективы развития инновационных процессов в региональной системе Обеспечение повышения уровня готовности к инновационной деятельности руководителей ОУ. Обновление нормативно-правовой базы ИД. Создание Инновационного портала для обмена позитивным педагогическим опытом как ОУ, так и педагогов, специалистов. Развитие направлений инновационной деятельности в рамках президентской национальной инициативы «Наша новая школа». Инициирование деятельности ДОУ, УДОД к участию в инновационной деятельности Внедрение системы мониторинга инновационной деятельности на различных уровнях образования.
От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны» Президент Р.Ф. Медведев Д.А.