1 Андеррайтинг и организация вторичного обращения корпоративных облигаций Орехов Виктор Старший аналитик Бизнес-блока по рынкам долгового капитала
2 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Рынок корпоративных облигаций растет экспоненциально 2006 год – прогноз на основании 9 месяцев Из TOP 300 крупнейших российских компаний 200 уже разместили рублевые облигации 380 эмитентов 410 корпоративных выпусков в обращении
3 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Размещение: в поисках рыночного равновесия Требования инвестора Высокая доходность Хорошее кредитное качество Прозрачность Ликвидность Рынок облигаций Задача Организатора (Андеррайтера) - помочь обеим сторонам определить приемлемые условия размещения и создать предпосылки для успешного вторичного обращения Требования эмитента Отсутствие залога Большой срок заимствования Низкая стоимость финансирования
4 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Основные функции Андеррайтера Презентация Эмитента широкому кругу участников фондового рынка, получение от них обратной связи и организация непосредственного общения (встречи, презентации) Гибкое структурирование займа в соответствии с текущими потребностями эмитента и возможностями инвесторов Поиск и достижение договоренностей с крупными инвесторами, создание синдиката по размещению Привлечение большого числа небольших инвесторов «с рынка» Продажа облигаций на условиях форвардной поставки Поддержание вторичных торгов, путем выставления двусторонних котировок и поддержания спрэда Листинг Помощь в прохождении оферты (синдикат, кредитование)
5 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Виды андеррайтинга Андеррайтинг с гарантированными обязательствами (firm commitment) «Голубые фишки» Компании, имеющие высоколиквидные выпуски Компании с высоким рейтингом При участии нескольких организаторов Для компаний 3 – го эшелона общепринятым является андеррайтинг best efforts Андеррайтинг на условиях максимальных усилий (best efforts) Средние и небольшие компании Относительно небольшая планируемая ликвидность вследствие небольшого объема выпуска, кредитного качества и др.
6 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Собственные лимиты Андеррайтера Несмотря на условия андеррайтинга best efforts, Организатор (Андеррайтер), устанавливает на каждый выпуск андеррайтинговый и торговый лимиты Андеррайтинговый лимит – лимит на покупку Андеррайтером облигаций при размещении. После открытия вторичных торгов, данные облигации могут быть реализованы на рынке широкому кругу инвесторов. Используется также для форвардных продаж. Торговый лимит – лимит на покупку облигаций Андеррайтером, действующий в течении всего срока их обращения. Используется для торговли и поддержания котировок в течении срока обращения. В практике ФК «УРАЛСИБ» Андеррайтинговый лимит от 10% до 30% от номинала выпуска Торговый лимит – от 5% до 20% от номинала выпуска
7 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Бридж-кредитование Бридж-кредитование – широко распространенная услуга, доступная сегодня, в том числе для средних и небольших компаний 3-го эшелона Бридж-кредитование – кредит, обеспечением возврата которого являются поступления от продажи облигаций при размещении. Объем кредитования, как правило, не превышает размер андеррайтингового лимита. В практике ФК «УРАЛСИБ»: Объем бридж кредита равен андеррайтинговому лимиту (10-30% от объема выпуска) Срок от 1 до 6 месяцев Отсутствие залогового обеспечения
8 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Прохождение оферты В практике российского долгового рынка – предоставление Эмитентами оферты по приобретению облигаций у инвесторов на срок 1-2 года Основные причины предъявления облигаций по оферте: Низкая ликвидность облигаций (низкие обороты, широкий спрэд) Снижение цены облигаций ниже номинала, низкий купон на срок до следующей оферты (погашения) Роль Андеррайтера при прохождении оферты по облигациям: Поддержание котировок и узких спрэдов во все периоды обращения Мониторинг рыночной ситуации и поддержание спроса, в том числе выкуп облигаций в рамках установленных лимитов или за счет Эмитента Проведение переговоров с инвесторами, предъявляющих облигации Организация синдиката по приобретению облигаций в дату оферты, Предоставление бридж-кредита для выкупа облигаций в дату оферты.
9 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Примеры КомпанияЭФКО (Белгородская обл.) – Производство масложировой продукции Объем выпуска, млн руб1 500 Срок обращения4 года ( гг.) ОфертаЧерез 1 год Купонный период, дней182 Ставка купона при размещении 10,5% Число со-организаторов1 Число со-андеррайтеров7 Число заявок на конкурсе91 заявка на общую сумму 1 897,7 млн руб. Бридж-кредит500 млн руб
10 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Примеры КомпанияАдамант (Санкт-Петербург) – Девелопмент и управление коммерческой недвижимостью Объем выпуска, млн руб2 000 Срок обращения4 года ( гг) ОфертаЧерез 1 год Купонный период, дней91 Ставка купона при размещении 11,25% Число со-организаторов- Число со-андеррайтеров7 Число заявок на конкурсе68 заявок на сумму 2080,5 млн руб Бридж-кредит550 млн руб
11 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Примеры КомпанияАгрохолдинг (Курск) – Производство куриного мяса Объем выпуска, млн руб1 000 Срок обращения3 года ( гг.) ОфертаЧерез 1 год Купонный период, дней91 Ставка купона при размещении 13% Число со-организаторов1 Число со-андеррайтеров2 Число заявок на конкурсе117 заявок на общую сумму 1167,2 млн руб. Бридж-кредит100 млн руб
12 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 ФК «УРАЛСИБ» на долговом рынке Доля рынка* Рэнкинг Объем размещенных облигаций 9.4%Топ-3 Торговый оборот на ММВБ (среднемесячный) 6.8%Топ-3 Число выпусков8.0%Топ-2 * 1-е полугодие 2006 Доля рынка ФК «УРАЛСИБ" Стратегия ФК «УРАЛСИБ» Целевой клиент – средние и небольшие компании, региональные компании Уникальный опыт «вывода» на рынок новых имен Обеспечение высокой ликвидности на вторичном рынке, для комфорта как Эмитентов, так и инвесторов
13 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Примеры завершенных проектов в гг. Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций 600 млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Андеррайтер выпуска облигаций млн руб Со-андеррайтер выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб. 2006
14 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Примеры завершенных проектов в гг. Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Первая Ипотечная Компания Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций 500 млн руб Организатор выпуска облигаций 700 млн руб. Финансконтракт 2005 Организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций 750 млн руб Со-андеррайтер выпуска облигаций 500 млн руб Со-андеррайтер выпуска облигаций 800 млн руб. Моторостроитель 2006 Со-андеррайтер выпуска облигаций млн руб Андеррайтер выпуска облигаций млн руб Со-организатор выпуска облигаций 700 млн руб. 2006
15 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Примеры завершенных проектов в гг. Андеррайтер выпуска облигаций млн руб Со-андеррайтер выпуска облигаций млн руб Со-андеррайтер выпуска облигаций млн руб АВТОВАЗ Андеррайтер выпуска облигаций 900 млн руб АИЖК Андеррайтер выпуска облигаций млн руб Андеррайтер выпуска облигаций млн руб. Удмуртнефтепродукт 2005 Со-организатор выпуска облигаций млн руб Андеррайтер выпуска облигаций млн руб Со-организатор выпуска облигаций 700 млн руб Со-организатор выпуска облигаций млн руб Организатор выпуска облигаций 500 млн руб Со-организатор выпуска облигаций млн руб Со-организатор выпуска облигаций млн руб Со-андеррайтер выпуска облигаций млн руб Со-андеррайтер выпуска облигаций млн руб. 2005
16 «Облигации как эффективный инструмент привлечения долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов», Краснодар, 06 декабря 2006 Контактная информация Примеры проектов БН КФК , Москва ул. Ефремова, 8 Тел.: (095) Факс: (095) Бизнес-направление по операциям с долговыми инструментами Исполнительный директор Пугач Александр Владимирович Старший аналитик Орехов Виктор Владимирович