ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБЪЕДИНЕННОГО УЧЕНОГО СОВЕТА ОАО «РЖД» доктора экономических наук, профессора ЛАПИДУСА БОРИСА МОИСЕЕВИЧА 28 МАЯ 2010г.
Формирование Объединенного ученого совета и развитие ОАО «ВНИИЖТ» – инновационная основа роста эффективности транспортного процесса и прорывных научно-технических решений в области развития и эксплуатации железнодорожного транспорта ТРЕБОВАНИЯ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОЛДИНГЕ «РЖД» Повышение уровня научного сопровождения комплексных стратегических решений Организация процесса стратегического научного планирования с реальными научными продуктами на выходе Обеспечение лидирующей роли науки в опережающем технологическом развитии железнодорожной отрасли 1
НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ «ПРОРЫВА» В РАЗВИТИИ 2
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ХОЛДИНГЕ «РЖД» 3
4 Развитие кадрового потенциала - содействие инновационной направленности системы подготовки и переподготовки кадров для транспорта, включая научные, технологические и управленческие кадры. Оценка и научное сопровождение проектов - экспертиза, сопровождение реализации проектов и программ, соответствующих стратегическим целям развития транспорта. Генерация знаний - формирование условий для генерации и консолидации научных знаний в сфере транспорта, информационное обеспечение инновационных процессов на транспорте. Формирование линейки научных, прикладных, инженерных и консультационных продуктов для эффективного использования как внутри самого холдинга «РЖД», так и для вывода на рынок, в том числе - международный. Научное обоснование стратегических приоритетов - формирование (с учетом прогнозов мирового научно-технического развития) научно и экономически обоснованных стратегических целей и наиболее перспективных прорывных направлений развития железнодорожного транспорта и способов их достижения. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕННОГО УЧЕНОГО СОВЕТА ОАО «РЖД» (1)
5 Содействие повышению эффективности научных исследований на железнодорожном транспорте - создание механизма эффективного обмена информацией, обеспечивающего постоянное взаимодействие производственного блока отрасли, научно-исследовательских организаций, отраслевых ВУЗов при сопровождении и реализации инновационных проектов. Должен быть сформирован механизм «инновационного лифта», предусматривающий последовательную передачу проекта на сопровождение профильным научно-исследовательским институтам, исключающий дублирующее финансирование на различных стадиях реализации. Популяризация и общественные коммуникации в сфере науки - повышение общественной информированности о деятельности и развитии российского транспорта, способствующее повышению его инвестиционной привлекательности и позитивного имиджа российской транспортной науки. Развитие международной научной площадки (в т.ч. в рамках бизнес-форума «Стратегическое партнёрство 1520») - для обсуждения проблем и перспектив развития транспорта. Международное научное сотрудничество - развитие международного взаимодействия в сфере транспортной науки, техники, экономики и менеджмента, продвижение инновационных российских разработок на международные рынки. Содействие развитию рыночных условий и отношений - участие в разработках по развитию транспортного рынка и повышению глобальной конкурентоспособности российской транспортной системы, в т.ч. на основе формирования инновационных транспортных продуктов и технологий, а также обеспечения непрерывности цикла реализации инновационных проектов - от научно-исследовательских работ до вывода высокотехнологичной продукции на рынок. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕННОГО УЧЕНОГО СОВЕТА ОАО «РЖД» (2)
Обеспечение направленности научных исследований, создания новой техники и технологий на повышение эффективности работы железнодорожного транспорта 1 Эффективная научная интеграция, для чего необходимо обеспечить заимствование лучших научных разработок с последующей адаптацией и выполнение «прорывных» научных исследований, в т.ч. для вывода их результатов на рынок 2 Целевая (проектная ) организация научных исследований исходя из следующих принципов: - сочетание фундаментальных и прикладных научных исследований; - нисходящий и непрерывный процесс исследований; - построение трехуровневой системы проработки научных задач: аналитическая часть (направления прорывов, «куда идти»); проектная часть («что сделать»); конструкторская часть («как сделать») Целевая (проектная ) организация научных исследований исходя из следующих принципов: - сочетание фундаментальных и прикладных научных исследований; - нисходящий и непрерывный процесс исследований; - построение трехуровневой системы проработки научных задач: аналитическая часть (направления прорывов, «куда идти»); проектная часть («что сделать»); конструкторская часть («как сделать») 3 ЦЕЛЕВЫЕ «ВЕКТОРЫ» РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 6
Анализ проблем, существующих методов их решения, определение направлений «прорывных» разработок («куда идти») Формирование научных проектов и базовых принципов методологии их реализации («что сделать») Формирование (конструирование) конкретных научных продуктов в рамках проектов и на основе разработанной методологии («как сделать») Практическая реализация Фундаментальные научные результаты Прикладные научные результаты Фундаментальные проблемы Прикладные проблемы Проблемы, возникающие в ходе практической реализации Проблемы, возникающие в ходе прикладных разработок СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ) 7
Целевые задачи Повышение производительности ресурсов; снижение себестоимости перевозок Разработка процессной модели оценки и оптимизации себестоимости перевозок Разработка системы комплексной оценки и повышения производительности использования производственных ресурсов по направлениям: трудовые ресурсы; инфраструктура; подвижной состав; энергоэффективность (топливо и электроэнергия) 1 2 Снижение потребности в подвижном составе и себестоимости перевозок, повышение качества транспортного обслуживания Разработка технологии перевозочного процесса, обеспечивающей системное повышение скорости и надежности доставки грузов на основе экономических критериев и создания интеллектуальных железнодорожных систем 3 Снижение себестоимости перевозок, рост производительности локомотивов и инфраструктуры Гармонизация параметров локомотивной тяги и инфраструктуры с точки зрения воздействия на скорости и веса поездов и оптимизация эффективности перевозочного процесса 4 Снижение издержек, рост доходов, формирование перспективной «линейки» типажа подвижного состава Оптимизация структуры специализированных и универсальных видов локомотивов и вагонов 5 Снижение издержек Рационализация полигонов применения новых типов вагонов и локомотивов 6 8 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СИСТЕМНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Целевые задачи Снижение затрат, повышение доходов Разработка системы управления эксплуатацией и развитием пропускной способности участков железных дорог исходя из минимизации инвестиционно-эксплуатационных затрат и максимизации объемов перевозок и доходов 7 Оптимизация расходов и доходов Разработка модели оптимального распределения пропускных способностей между грузовым и пассажирским движением с выработкой перспективной схемы развития инфраструктуры 8 Оптимизация эксплуатационных затрат при обеспечении необходимого уровня надежности Дифференциация системы нормативов содержания и обслуживания железнодорожных линий в зависимости от интенсивности перевозок, макропрофиля пути, особенностей климатических зон и геофизических свойств основания пути 9 Привлечение дополнительных объемов перевозок с минимальными инвестиционными затратами Разработка интегрированной технологии формирования грузопотоков с формированием сети капиллярных линий 10 Оптимизация инвестиционных затрат и рост эффективности проектов Разработка системы управления инвестиционными ресурсами, основанной на решении стратегических задач и сравнительной эффективности инвестиционных проектов и программ 11 Укрепление позиций на мировом транспортном рынке Оценка перспектив международной интеграции российских железных дорог (включая экспорт научно-технологической продукции) и разработка генеральной схемы развития сети железных дорог с шириной колеи 1520 мм 12 9 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СИСТЕМНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (2)
Целевые задачи Повышение уровня безопасности, снижение числа отказов Разработка системы процессного управления безопасностью железнодорожных перевозок (в том числе на основе автоматизированной системы мониторинга состояния подвижного состава и пути), защиты объектов железнодорожного транспорта на базе оценки стратегических рисков тяжелых катастроф 13 Повышение надежности и эффективности транспортной техники, снижение стоимости жизненного цикла, рост доходности Применение материалов с новыми свойствами (в том числе, полученных с использованием нанотехнологий) для подвижного состава и элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающих повышение их безотказности и ресурса 14 Укрепление рыночных позиций, повышение объемов перевозок и доходов на основе нового уровня качества Разработка перспективных видов транспорта и транспортных продуктов 15 Достижение синергетического эффекта для железнодорожной отрасли от взаимодействия политических, макроэкономических и технических факторов Средовые направления обеспечения деятельности железнодорожного транспорта в сфере гуманитарного научного знания ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СИСТЕМНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (3)