Типы личности учащихся и выпускников школ-интернатов В.С. Мухиной (1999) предложены 4 типа личности, различающиеся внутренней позицией, обусловленной идентификацией и обособлением индивида : с постоянной гиперболизированной готовностью к идентификации с другими индивидами; обособленной отчужденной от других индивидов; с гармоничным сочетанием внутренних потребностей и социальной необходимости; с неразвитыми внутренними потребностями и не ориентированной на социальные нормы. Идентификация - избирательное отождествление отдельного индивида с другими, обеспечивающее его включение в общность себе подобных. Обособление -позитивная способность к удержанию, защите, сохранению индивидуального, отличного от других, в своей природной и человеческой сущности.
ВНУТРЕННЯЯ (невербальная) ПОЗИЦИЯ подростка, обусловленная характером его обособления и включения в коммуникации, определялась методом экспериментальной диагностики влечений Л. Сонди
Фактор d «Избегание субъектом контактов – активность субъекта в поиске и смене контактов» Фактор k «Ориентация субъекта на внешний мир – ориентация субъекта на себя» ориента ция на внешний мир случайная ориентация ориентация на себя ориентация и на себя и на внешний мир в % избегание контактов, их поиска и смены 1 – 30,1% 62 чел ,6% 28 чел 9 - 2,4% 5 чел. 13-6,3% 13 чел = 52,4 пассивность в поиске и смене контактов ,6% 26 чел. 6– 9,2% 19 чел 10- 3,9% 8 чел ,9% 8 чел = 29,6 повышенная активность в поиске и смене контактов 3 – 6,8% 14 чел 7 – 2,4% 5 чел ,5% 3 чел 15- 0,5% 1 чел = 11,2 смена избегания и активности в поиске и смене контактов 4 –1,9% 4 чел. 8 – 3,9% 8 чел –1% 2 чел. = 6,8 Суммарно= 51,4%= 29,1%= 7,8%= 11,7%100 %
РЕЗУЛЬТАТЫ исследования характера обособления и включения подростков- сирот в коммуникацию с персоналом и сверстниками. Выявлено 4 варианта стратегии обособления и включения испытуемых сирот в коммуникацию: безличная (пассивный характер обособления и включения в коммуникацию), субъектная (активный характер обоих процессов), коммуникативная (пассивное обособление при активном включении в коммуникации), эгоцентрическая (активное обособление при пассивном включении в коммуникацию). Учащиеся и выпускники сироты чаще всего выбирают безличную стратегию (65,5%), субъектную стратегию выбирают единицы (3%).
ПОЗИЦИИ подростков-сирот в осознаваемых отношениях «Я - Другой» мы определяли по тесту «неоконченных предложений», содержащему 2группы высказываний о себе и о других Все полученные высказывания были разделены на следующие типы: Оценочные – не несли содержательной информации, имели непосредственно эмоциональный характер О других – высказывания не включали автора в контекст высказывания О взаимодействии – высказывания включали и автора и других О себе - состояния, чувства, относящиеся к автору высказывания О действиях – содержали сообщение о стереотипе действия чаще безотносительно к кому-либо
СОПОСТАВЛЕНИЕ 4 СТРАТЕГИЙ И ВЫСКАЗЫВАНИЙ ПОДРОСТКОВ О СЕБЕ И О ДРУГИХ (использовался анализ соответствий M. Greenacre) показало, что: в пространстве сознаваемых отношений «Я – Другой» по всем типам высказываний обнаружились 4 действующие стратегии. Каждая стратегия, таким образом, характеризуется специфическими отношениями испытуемых к себе и к другим в системе «Я – Другой», которую можно называть внутренней позицией.
Отношения к себе и к другим подростков-сирот с разными стратегиями
вывод У 65,5% настоящих и бывших воспитанников школ- интернатов выявлены неразвитость и игнорирование эго потребностей, а также глубокое нарушение процессов социальной активности. Социальная и психологическая пассивность учащихся и выпускников школ-интернатов в старшем подростковом и юношеском возрасте - их стабильная психосоциальная характеристика. Она не зависит ни от сохранности интеллекта, ни от социального статуса. 97% подростков-сирот не сознают или плохо сознают интересы другого, не считая их сколько-нибудь значимыми для себя.