ИНТЕГРАЦИЯ И КОНВЕРГЕНЦИЯ МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИАС ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент кафедры АСУ МГТУ им. Н.Э.Баумана уч. секретарь УМС «ИТ в образовании»
Сбалансированное управление и экономика, основанная на знаниях
People CMM – уровни зрелости процессов управления персоналом
Решение задач KM в People CMM Идентификация потребностей в знаниях с помощью компетенций Идентификация потребностей в знаниях с помощью компетенций Ранжирование компетенций в зависимости от их критичности и важности Ранжирование компетенций в зависимости от их критичности и важности От задач обучения - к практикам создания «знаниевых активов» От задач обучения - к практикам создания «знаниевых активов» Связывание задач KM с БП организации и соответствующими показателями. Связывание задач KM с БП организации и соответствующими показателями.
Традиционные средства автоматизации задач KM Специализированные HR-модули Специализированные HR-модули KM-системы KM-системы Web -порталы Web -порталы Системы управления информацией Системы управления информацией Дедуктивные базы данных Дедуктивные базы данных Системы e-learning Системы e-learning Системы управления обучением Системы управления обучением Другие Другие
Сложные задачи управления знаниями Моделирование KM-процессов Моделирование KM-процессов Мониторинг КМ-активности Мониторинг КМ-активности Оперативное управление задачами приобретения знаний Оперативное управление задачами приобретения знаний Создание и использование KM-активов Создание и использование KM-активов Анализ текущей ситуации и перспектив развития организации в области КМ Анализ текущей ситуации и перспектив развития организации в области КМ Выявление потребностей и стратегическое планирование задач управления знаниями Выявление потребностей и стратегическое планирование задач управления знаниями
Особенности построения системы обучения ФТС России около 20-ти схем реализации обучения около 20-ти схем реализации обучения десятки провайдеров обучения десятки провайдеров обучения сотни образовательных программ сотни образовательных программ нормативная потребность в обучении не менее человек ежегодно нормативная потребность в обучении не менее человек ежегодно территориальное перемещение большого количества сотрудников территориальное перемещение большого количества сотрудников асинхронность поступления финансовых средств асинхронность поступления финансовых средств децентрализованность управления децентрализованность управления активное изменение таможенных и информационных технологий активное изменение таможенных и информационных технологий
Структура системы обучения
СЦ стратегического и оперативного управления системой обучения ФТС Основные задачи СЦ: поддержка принятия решений стратегических задач ФТС России в части KPI по кадровому ракурсу поддержка принятия решений стратегических задач ФТС России в части KPI по кадровому ракурсу оперативный мониторинг и управление системой обучения таможенных органов оперативный мониторинг и управление системой обучения таможенных органов интеграция информационных систем автоматизации учебной деятельности интеграция информационных систем автоматизации учебной деятельности ключевой инструмент для реализации задач управления знаниями ключевой инструмент для реализации задач управления знаниями
СЦ стратегического и оперативного управления системой обучения ФТС Сложные информационно-аналитические задачи СЦ: геоинформационные задачи и территориально распределенные проекты геоинформационные задачи и территориально распределенные проекты управление знаниями (KM) управление знаниями (KM) управление компетенциями и персональными профилями управление компетенциями и персональными профилями контроль обучения при внедрении новых ИС контроль обучения при внедрении новых ИС имитация и прогнозирование контролируемых процессов имитация и прогнозирование контролируемых процессов возможность абстрагирования текущего состояния всех элементов до уровня краткого описания ситуаций возможность абстрагирования текущего состояния всех элементов до уровня краткого описания ситуаций накопление экспертного опыта принятия решений накопление экспертного опыта принятия решений
Задачи создания и ведения комплексной модели имитация и прогнозирование контролируемых процессов имитация и прогнозирование контролируемых процессов абстрагирование текущего состояния всех элементов системы до уровня краткого описания ситуаций абстрагирование текущего состояния всех элементов системы до уровня краткого описания ситуаций накопление экспертного опыта принятия решений накопление экспертного опыта принятия решений формализация и обработка широкого спектра НЕ-факторов формализация и обработка широкого спектра НЕ-факторов обеспечение высокой адаптивности и производительности расчетов с помощью методов ИИ обеспечение высокой адаптивности и производительности расчетов с помощью методов ИИ интеграция информации с системами бизнес-моделирования и управления эффективностью бизнеса (BPM-системами) интеграция информации с системами бизнес-моделирования и управления эффективностью бизнеса (BPM-системами) обеспечение эффективности системы визуализации процессов, ситуаций и решений обеспечение эффективности системы визуализации процессов, ситуаций и решений обеспечение анализа разнородной текстовой, графической и другой информации обеспечение анализа разнородной текстовой, графической и другой информации
Интеграция и конвергенция методов моделирования Интеграция – объединение систем при сохранении их относительной самостоятельности Интеграция – объединение систем при сохранении их относительной самостоятельности –Взаимодополняющая интеграция –Взаимозаменяющая интеграция –Смешанная интеграция Конвергенция – сближение (слияние) систем, создание новой системы, в которой сложно выделить независимые компоненты Конвергенция – сближение (слияние) систем, создание новой системы, в которой сложно выделить независимые компоненты –Поглощающая конвергенция –Доминирующая конвергенция –Сбалансированная конвергенция
Интеграция и конвергенция ИС Процессно-ориентированное имитационное моделирование Сервисно-ориентированная архитектура SOA Событийно-ориентированное имитационное моделирование Модель асинхронного взаимодействия на базе событий EDA Экспертное моделирование Технологии управления знаниями Ситуационное моделирование ? Системы BAM (Business Activity Management) ? Системы BPM (Business Performance Management)
SIE-моделирование
Укрупненная архитектура СЦ
Спасибо за внимание! Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент кафедры Систем обработки информации и управления МГТУ им. Н.Э.Баумана, ЛИТЕРАТУРА Филиппович А.Ю. Ситуационные центры в образовании // Проблемы теории и практики управления Филиппович А.Ю. Ситуационный центр стратегического и оперативного управления системой обучения ФТС России // Ситуационные центры: Модели, технологии, опыт практической реализации М.: Изд-во РАГС, Аксенов К.А., Гончарова Н.В. Динамическое моделирование мультиагентных процессов преобразования ресурсов // Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, с. Голосов А.О., Полотнюк И.С. Филиппович А.Ю. Информационные технологии в образовании: преимущества интеграционного подхода // Проблемы теории и практики управления с Филиппович А.Ю. Интеграция систем ситуационного, имитационного и экспертного моделирования. – М.: Изд-во "ООО Эликс+", – 300 с. Филиппович А.Ю. Ситуационные центры: определения, структура и классификация. // PCWeek/RE N26(392), М., июля 2003 г. с