Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» Автор: учитель «МОУ СОШ п.Первомайский» Токарева Л.Н.
Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта… Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно. Н.А. Добролюбов
Тема России и исторической судьбы русского человека всю жизнь сопутствовала поэтическим размышлениям М.Ю.Лермонтова
Родина Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю – за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужиков.
От формы к содержанию Найдите в стихотворении ключевые образы Родина Отчизна «Место, где кто родился» ( Словарь церковнославянского и русского языка, 1847 г.) У В.И.Даля : «см. Отец»; в статье «отец, отечество, родина» «родимая земля, чье место рождения»; «земля, государство, где кто родился» ( в широком значении) ; «город, деревня» ( По словарю В.И.Даля) « Отечество, Родина» ( Словарь С.И. Ожегова) «1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения ( Словарь С.И.Ожегова)
Заголовок - Почему поэтом в автографе стихотворения было озаглавлено «Отчизна», но напечатано «Родина»? - В чем поэт видел разницу между этими словами?
Родина В первые десятилетия 19 века стихотворения, имеющие в заглавии слово родина, обычно посвящались «малой родине», т.е. месту рождения, родной усадьбе. В поэзии 19 века часто сочеталось со словом тоска ( сравните: печальных деревень), обозначающим очень личное чувство.
Композиция В стихотворении 2 части: первая часть- отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к Родине вторая часть- объяснение, что значит для поэта Родина, каковы ее символы
Синтаксические особенности Первая часть Вторая часть Три простых предложения Три простых предложения, осложненных однородными членами и обособлением Поэт отвергает такой образ родины Поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступно объяснить
Лексические цепочки с указанием изобразительных средств Родина Отчизна Эллипсис:..но (люблю) странною любовью Эпитет странная имеет толкования : обычный, причудливый, непонятный, необычайный, особенный, вызывающий недоумение Преобладание личных местоимений ( я, мой, мне) подчеркивает личное понимание Родины, она ближе, дороже Инверсия (Люблю …я) требует логического ударения на я Олицетворение: степей холодное молчанье Эпитет: леса безбрежные Сравнение: разливы рек, подобные морям Отчизна- большая родина, государство Проселочная дорога- путь (фразеологизм жизненный путь) Обостряется зрение, обоняние( люблю дымок спаленной жнивы, пляска «с топотом и свистом», говор мужичков) Родина- это русский народ, крестьяне! ( Три раза говорит люблю; любовь, отрада, вздыхаю, смотреть до полночи готов) Мужички пьяные ( в праздник…) Олицетворение: чета берез ( ср. супружеская чета) Эпитет: огни деревень дрожащие, печальные.
Лексическое толкование слов Гумно - сарай для сжатого хлеба Нива – засеянное поле, пашня Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб Чета – пара (о двух лицах).Супружеская пара. Березы олицетворяют самую сокровенную мечту поэта о любви, о семье, о преодолении одиночества
Ассоциативный анализ Родина Отчизна Путник скачет, ночь, селения отдалены, между ними могут быть рощи, туман, а свет лучин слаб. Поэт сохраняет традицию, когда слово родина ассоциируется с тоской. Родина-жизнь народа Православие, самодержавие, народность Отрицание казенного патриотизма Усиление отрицания союзом ни
Живописный талант М.Ю. Лермонтова. Цветопись. Желтый- степи, огни, нивы, солома; черный- ночь, спаленная; Голубой- реки; Зеленый – леса; белеющие березы Краски не яркие, не сочные. Такой колорит характерен для русских художников конца 19- начала 20 века в изображении малых уголков Родины (Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан и др.)
Звукопись Одиннадцать стихов с преобладанием звука (э), одиннадцать - (о), четыре поровну (о) и (э) ( по Бальмонту о выражает величие и торжество, а е – нежность, приглушенность). В стихотворении выражены два чувства: лиризм, любовь, задушевность и восхищение, гордость. С точки зрения фонетической цветописи преобладают светло- желтые(о) и желто- зеленые(е) тона, что соответствует лексической цветовой гамме.
И.И.Шишкин.ДУБОВАЯ РОЩА
М.Ю.Лермонтов предвосхитил не только русских поэтов, но и художников.
Рифма Стихотворение написано шести-, пяти-, четырехстопным ямбом. Рифма простая, точная, перекрестная. Чередование женской и мужской рифмы, что придает стиху плавность и строгость, торжественность одновременно.
Заключение М.Ю.Лермонтов сказал нам о своей любви к родине как поэт – затрагивает наши чувства посредством особой организации стиха, системой художественно- изобразительных средств
Использованные репродукции 1.И.И. Левитан.НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ 2.И.И. Шишкин.РОЖЬ 2. И.И. Шишкин. ДУБОВАЯ РОЩА 3.И.И.Левитан. ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН 4. И.И.Левитан. ОЗЕРО.РУСЬ.