МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ « Реформа технического регулирования и стандартизации. Проблема промышленных предприятий при вступлении Росси в ВТО» Концепция технического регулирования в автомобильной промышленности. Практика применения первого технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" Коровкин Игорь Алексеевич - Исполнительный директор Объединения Автопроизводителей России, Вице-президент Ассоциации автомобильных инженеров, к.т.н. 20 марта 2007 года, г. Екатеринбург
Техническое регулирование в автомобилестроении. Обязательные требованияДобровольные требования Требование к автотранспортным средствам, процессам их эксплуатации и утилизации. Требования к процессам производства. Специальные технические регламенты, разрабатываемые в соответствии с Планом мероприятий по реализации в среднесрочной перспективе ( годы) приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России (Приказ Минпромэнерго России от 22 июля 2005 г. 214). Общие технические регламенты: «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих территорий», «О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования», «Об экологической безопасности», «О пожарной безопасности», Специальные технические регламенты: «О безопасности машин и оборудования», «О требованиях к безопасности объектов технического регулирования, необходимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации», «О безопасном низковольтном электрооборудовании» и др. Национальные стандарты. В том числе: ГОСТ Р ИСО 9001 ГОСТ Р ИСО ГОСТ Р (ИСО/ТУ 16948) Стандарты организаций (общественных объединений, организаций)
Структура законодательства по техническому регулированию в отношении автотранспортных средств и их составных частей Международные договоры и соглашения, участницей которых является Российская Федерация ООН «Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское Соглашение 1958 г.) «Соглашение о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах» (Глобальное Соглашение 1998 г.) «Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров» (Венское Соглашение 1997 г.) «Конвенция о дорожном движении» 1968 г. и «Европейское Соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении» 1971 г. «Европейское Соглашение 1957 г. о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ) «Соглашение о международны х перевозках скоропортящих ся пищевых продуктов и специальных транспортных средствах, предназначенн ых для этих перевозок» (Европейское Соглашение 1970 г. о перевозке скоропортящих ся грузов – СПС) Федеральное законодательство Российской Федерации Федеральн ый закон от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническо м регулирова нии» Федеральн ый закон от 10 декабря 1995 г. 196-ФЗ «О безопаснос ти дорожного движения» Федераль ный закон от 10 января 2002 г. 7-ФЗ «Об охране окружающ ей среды» Федераль ный закон от 4 мая 1999 г. 96-ФЗ «Об охране атмосфер ного воздуха» Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г «О защите прав потребителе й
Федеральный закон – специальный технический регламент О безопасности автотранспортных средств* Специальные технические регламенты - постановления Правительства Российской Федерации О требованиях к конструктивной безопасности автотранспортных средств* О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче- смазочным материалам* О требованиях безопасности при внесении изменений в конструкцию автотранспортных средств О требованиях к эксплуатационной безопасности автотранспортных средств О требованиях безопасности при техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств Об утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств и их составных частей Устанавливает требования (международные – Правила ЕЭК ООН и национальные), предъявляемые к колесным транспортным средствам и их составным частям и предусматривает их ежегодный пересмотр. Устанавливает правила и процедуры подтверждения соответствия вновь изготовленных или импортированных колесных транспортных средств и их компонентов, полномочия и ответственность участников процесса подтверждения соответствия. Устанавливает порядок внесения изменений в конструкцию колесных транспортных средств после их государственной регистрации, включая требования к организации производства, правила обеспечения безопасности, процедуры подтверждения соответствия установленным требованиям. Устанавливает требования эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств, подтверждение соответствия которым осуществляется во время их периодических государственных технических осмотров. Устанавливает требования и правила обеспечения безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильной техники и ее дальнейшей эксплуатации. Устанавливает обязательные требования к колесным транспортным средствам, обеспечивающие возможность их утилизации в целях обеспечения минимизации негативного влияния на окружающую среду. Регулирует вопросы сбора, разборки, переработки и рециклирования выведенных из эксплуатации колесных транспортных средств «О требованиях к выбросам выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ»** Устанавливает требования к выбросам вредных веществ с отработавшими газами колесных транспортных средств * Включены в Программу разработки технических регламентов на годы, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г р. ** Постановление правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г устанавливает требования к характеристикам горюче-смазочных материалов, обеспечивающие возможность эксплуатации транспортных средств, удовлетворяющих требованиям к выбросам вредных (загрязняющих) веществ О материалах и веществах, допускаемых к применению в автомобилестроении
Гармонизация Директив ЕС и Правил КВТ ЕЭК ООН, применяемых при получении официального утверждения типа транспортного средства. Количество Правил КВТ ЕЭК ООН, применяемых в России при одобрении типа транспортного средства. 56 Количество Директив применяемых в ЕС при одобрении типа транспортного средства, в т.ч. эквивалентных, частично эквивалентных, (наибольшее значение: передняя обзорность легковых автомобилей, возгораемость материалов, брызгозащитные устройства, буксирные крюки)
Разработка специального технического регламента в автомобилестроении В соответствии с программой Правительства Российской Федерации: 1. О безопасности автотранспортных средств. 2. О требованиях к конструктивной безопасности автотранспортных средств. 3. О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам - представлен в Правительство Российской Федерации 31 июля 2006 г. В инициативном порядке: 1. Специальный технический регламент « О требованиях к выбросам выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ » (постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г Проект закона « О специальном техническом регламенте об эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств » (разработчика « МАДИ-тест; НАПТО. Представлен в Государственную Думу Членом Совета Федерации Р. В. Шияновым)
Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ колесных транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации (загрязняющих) веществ» (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. 609) Требования к выбросам - Ссылки в регламенте на соответствующие Правила КВТ ЕЭК ООН. Основные требования к моторным топливам - в тексте регламента (приложение).
Применение в России международных и региональных стандартов, ссылки на которые имеются в Правилах КВТ ЕЭК ООН (только пример) Правила КВТ ЕЭК ООН Стандарт ИСО Стандарты EN, SAE, ASTM, JS и др. Гармони- зированные ГОСТ Р Правило 13. Тормозные системы Правило 16. Ремни безопасности Правило 49. Выбросы вредных веществ дизельными двигателями Правило 83. Выбросы вредных веществ автомобилями полной массой до 3,5 т 1111 Правило 67. Обзорность 2 -- Правило 110. Сжатый газ 2 --
Стандартизация в автомобилестроении. Национальные стандарты (ГОСТ Р и ГОСТ) Отраслевые (ОСТы и РД) Документы по стандартизации. Стандарты ААИ 3800 в т.ч. 102 Правила КВТ ЕЭК ООН (из 121 принятого КВТ ЕЭК ООН) 8007 Национальные стандарты применяемые при обязательном подтверждении соответствия Отраслевые документы по стандартизации применяемые при обязательном подтверждении соответствия. 108 в т.ч. 56 Правил КВТ ЕЭК ООН 142- Национальные стандарты применяемые при добровольном подтверждении соответствия ГОСТ Р ИСО 9001 ГОСТ Р ИСО ГОСТ Р (ИСО/ТУ 16949)
«Стандарты могут быть хорошими и плохими. Стандарт выдуманный, не основанный на опыте непосредственных участников производства, наверняка окажется в конце концов плохим, - его нужно будет менять. Поэтому в стандартизации продукции, которая является важнейшей предпосылкой улучшения качества, должны принять широкое участие сами низовые производственные органы. Поголовное участие фабрик и заводов - вот та база, на основе которой можно двинуть вперед дело стандартизации» В.В. Куйбышев «Борьба за качество» (1931г.)
Предложения по ускорению процесса реформы технического регулирования в автомобилестроении 1.Принять специальный технический регламент « О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам» постановлением Правительства Российской Федерации до 1 июля 2007 года с введением в действие с 1 января 2008 года (одновременно с началом производства автомобилей, удовлетворяющих норме Евро 3). 2.Внести изменения в главу 25 «Транспортный налог» Налогового Кодекса Российской Федерации в части дифференцированных ставок транспортного налога на автомобильную технику с учетом её экологического класса. 3.Внести изменения в главу 22 «Акцизы» изменение налоговых ставок на автомобильные бензины и дизельное топливо. Налоговая ставка на некачественное топливо должна быть выше, чем на топливо соответствующее требованиям Евро 3, Евро 4 и Евро 5.
4. Внести изменение в статью 281 Таможенного кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка ввоза товаров для личных нужд. 5. Внести изменения в ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части упорядочения ввоза на территорию России единичных транспортных средств, не соответствующих национальным требованиям Российской Федерации 6. Внести изменения в Административный Кодекс Российской Федерации в части ужесточения требований к неприменению или не соответствующему применению требований пассивной и активной безопасности пользователями автомобильной техники. 7. Необходимо ускорить подготовку и принятие изменений в ФЗ «О техническом регулировании» в части обеспечения возможности: - приведение терминологии в соответствие с действующими правовыми актами (ГК России, ТРК России, УК России, АК России), а также терминами, принятыми в международной практике (ISO, IEC, КВТ ЕЭК ООН и др.) - ссылки на национальные стандарты, являющиеся доказательной базой соответствия продукции и процессов требованиям технического регламента (статья 7);
- установления в национальных стандартах правил и методов исследований (испытаний) и измерений, также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений (статья 7); - принятия специальных технических регламентов Постановлением Правительства Российской Федерации без ограничения срока действия (статья 10); -внесение органами федеральной исполнительной власти изменений и дополнений в действующие национальные стандарты (ГОСТ Р и ГОСТ) и другие нормативно- правовые документы до введения в действие соответствующих технических регламентов ( статья 46). 8. Программа национальной стандартизации в переходный период должна быть гармонизирована с разрабатываемыми техническими регламентами..
Так и демагогам в государствах тогда живется лучше всего, когда им удается завести в отечестве смуту. ЭЗОП