«Развитие кадрового потенциала Московской области в условиях реализации проекта введения ФГОС: опыт, задачи» Семинар по модернизации региональных систем общего образования 5 июля 2011 г. Суздальцева Любовь Николаевна, заместитель министра образования Правительства Московской области
Система общего образования Московской области 1450 общеобразовательных учреждений 20 филиалов В которой работают: учителей начальных классов - около 11 тысяч, из них: 2900 учителей первого класса (на г.).
Нормативно- правовая база Московской области по введению ФГОС Приказ Министра образования Московской области 1705 о поэтапном введении ФГОС. Программа и План поэтапного введения ФГОС в практику деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области.
Региональный научно- методический центр содержания образования Введение ФГОС; Мониторинг педагогического образования; Научно -методическое сопровождение единого государственного экзамена.
Разделы Программы по введению ФГОС в Московской области Информационный – ознакомление педагогической общественности с основными тенденциями развития современного образования, ключевыми задачами и новыми результатами образования; научно-методический – обеспечение подготовки педагогических работников к реализации Стандарта через освоение его идеологии, структуры и содержания основных документов, новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности учащихся, принятие современных педагогических стратегий обучения детей; Организационный – создание на региональном уровне проблемных групп по сопровождению введения ФГОС второго поколения и ресурсных центров на базе школ – участников апробации.
Педагогическое сопровождение Подготовка будущих учителей начальных классов (на базе 4-х педагогических колледжей и 3-х вузов). Повышение квалификации учителей начальных классов.
Изменения в программе подготовки будущих учителей 1.Произведена корректировка учебных курсов «Психология» и «Методик преподавания» путем введения новых тем. 2.Разработаны новые спецкурсы. 3.Вопросы реализации новых Стандартов общего начального образования нашли отражение в выпускных квалификационных работах студентов. 4.Педагогическая практика студентов осуществлялась в пилотных школах по реализации ФГОС.
Проблема новых стандартов подготовки учителей начальных классов по программам СПО- Не предусмотрено обучение по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО Предложение: предусмотреть введение в стандарт подготовки учителей начальных классов по программам СПО дополнительную специализацию (Физическое воспитание, музыка, изобразительное искусство и др.)
Тематика программ повышения квалификации учителей начальных классов: «ФГОС второго поколения – опыт работы и проблемы введения». «Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО».
Структура Региональной системы повышения квалификации - 13 учреждений ГОУ ДПО Педагогическая академия последипломного образования; Центр новых педагогических технологий (г.о.Троицк); ГОУ ВПО – Московский государственный областной университет, Академия социального управления, Московский государственный областной гуманитарный институт, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, Международный университет «Дубна»; ГОУ СПО – Истринским, Орехово-Зуевским, Зарайским, Егорьевским и Губернским колледжами.
Особенность Московской области - наличие муниципальных учреждений повышения квалификации (всего – 40)
Результаты повышения квалификации в учебном году: 811 сертифицированных программ повышения квалификации, из них: 19 программ посвящены вопросам подготовки учителей начальных классов к организации образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Всего прошли курсовую подготовку по ФГОС НОО 3764 учителей начальных классов, директоров и заместителей директоров образовательных учреждений Московской области, из них около 3 тысяч учителей.
Требование Комплекса мер по модернизации общего образования Доля учителей первых классов общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС в общей численности учителей первых классов должно достигнуть 100 %. ( из Постановления Правительства РФ от 31 мая 2011 г. 436 «О порядке предоставления в годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской на модернизацию региональных систем общего образования» ). Всего прошли курсовую подготовку по ФГОС НОО 3764 педагогических работников, из них около 3 тысяч учителей.
Проблема введения ФГОС Не предусмотрено выделение средств на повышение квалификации учителей по организации внеучебной деятельности по ФГОС НОО
Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений Тема: «Разработка основной образовательной программы ступени начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО» План обучения в 2011 году - 100%.
П илотные образовательные учреждения Московской области - 97 школ Приказ Министерства образования Московской области 1561 от года «О введении федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования»
Научно -методическое сопровождение Региональная рабочая группа тьюторов по введению стандарта: консультативное и информационное сопровождение образовательных учреждений, мониторинг процесса внедрения стандарта в конкретной школе, лицее, гимназии, его корректировка и методическая поддержка. Формы: конференции, круглые столы и проблемные семинары, совещания, разработка программ и их экспертиза, анкетирование учителей начальных классов, в которых приняли участие более 3000 работников образования Московской области.
Методическое сопровождение введения ФГОС НОО Разработаны: Методические рекомендации к организации внеурочной деятельности в образовательных учреждений Московской области; Методические рекомендации к ООП ОУ Московской области; Экспертная карта «Экспертиза готовности образовательных учреждений Московской области к введению ФГОС»;
Методическое сопровождение введения ФГОС НОО (продолжение) Разработаны: Экспертная карта для анализа ООП образовательных учреждений Московской области; Форма календарно-тематического планирования к предметным программам ; Форма календарно-тематического планирования внеурочной деятельности ; Утвержден проект сборников типовых задач по формированию УУД в начальной школе; Проведена экспертиза готовности образовательных учреждений Московской области к введению ФГОС; Ведется работа по составлению сборников типовых задач по формированию УУД в начальной школе; Проведены выездные проблемные семинары «Введение ФГОС начального образования Московской области»
Эффекты от введения ФГОС Развитие профессионально-значимых личностных качеств педагогов : неформальное признание ученика субъектом собственного образования; отказ от авторитарной позиции учителя в обучении; готовность к скрытому руководству деятельностью учащихся; толерантность, готовность к принятию различных точек зрения субъектов образования на обсуждаемые вопросы.
Критерии готовности ОУ учреждения к введению ФГОС: Повышение квалификации учителей и других педагогических работников; Перспективный план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; Должностные инструкции работников ОУ, приведенные в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми тарифно- квалификационными характеристиками; Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ.
Риски введения ФГОС НОО Упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; Устойчивые стереотипы проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; Традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; Принципиальная новизна методического обеспечения достижения и КИМов оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) ; Отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (учебного плана, части, формируемой участниками образовательного процесса; программ отдельных учебных предметов, и других программ).
Задачи развития кадрового потенциала в Московской области Совершенствование способов профессиональной деятельности учителей начальных классов и расширение спектра их профессиональных возможностей в процессе реализации ФГОС НОО; Развитие у педагогических работников профессионально- значимых личностных качеств, необходимых для успешного достижения планируемых результатов, определяемых Стандартом.
Задачи развития кадрового потенциала в Московской области Организация научно-методического сопровождения введения ФГОС во 2-х классах пилотных школ; Обеспечение повышения квалификации 100% учителей начальных классов для работы в 2012 году; Обеспечение роста профессиональной компетентности управленческих кадров для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами-100%; Организация и проведение научно-методического сопровождения пилотного введения стандарта в основной школе. Для участия в этом проекте подготовлены 22 школы (15 городских и 7 сельских). Разработка образовательной программы основного общего образования к моменту введения ФГОС в основной школе в 2012 году.
Спасибо за внимание.