Научно – методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления Выпускная квалификационная работа Куниной Лидии Васильевны Слушателя ПМ-11
Объект исследования: процесс профессионального становления педагога. Предмет исследования: портфолио педагога как условие его профессионального становления. Гипотеза исследования заключается в том, что процесс профессионального становления педагога будет успешным, если научно- методическое портфолио является оценкой результатов его деятельности.
Задачи исследования Изучить и проанализировать психолого- педагогические и научные источники по проблеме исследования. Проанализировать теоретические основы создания научно-методического портфолио. Обосновать научно-методическое портфолио педагога. Разработать методические рекомендации по созданию научно-методического портфолио педагога в рамках его профессионального становления.
Типы портфолио за рубежом Портфолио документации Портфолио процесса Портфолио показательный Оценочный портфолио
Типы портфолио в России Портфолио документов Портфолио работ Портфолио отзывов
Этапы профессионального становления педагога - первый этап (от 0 до 1 года) – адаптация - второй этап (1-2 года) – самоутверждение - третий этап (3-5 лет) – самореализация
Портфолио учителя Основной смысл – показать всё, на что ты способен. Типы портфолио: а. Папка достижений; б. Рефлексивное портфолио; в. Проблемно-исследовательское; г. Тематическое портфолио; д. Портфолио-презентация.
Возможные разделы портфолио. Раздел 1. Общие сведения об учителе Раздел 2. Результаты педагогической деятельности Раздел 3. Научно-методическая деятельность Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету Раздел 5. Учебно-материальная база
Результаты мониторинга Экспериментальная группа 24 педагогических работника МОУ СОШ 9 с.Толстово- Васюковского Будённовского района: учителя-предметники (10 человек), учителя начальных классов (4 человека), воспитатели ГПД (2 человека), педагог – психолог (1 человек), социальный педагог (1 человек), педагоги дополнительного образования (2 человек), преподаватель ОБЖ (1 человек), руководители (директор, заместители директора – 3человека).
Факторы-мотиваторы 1. интерес к работе, удовлетворённость успехами учеников - 92%; 2. хорошие взаимоотношения в коллективе – 86%; планирование и организация труда – 65%; 3. наличие необходимой материальной базы, условия труда – 64%; 4. уровень заработной платы – 57%; 5. перспектива карьерного роста – 45%; 6. признание результатов труда коллегами - 29%; 7. признание результатов труда руководителями –29%.
Исследование выявленных предпочтений формы аттестации 47% отмечают как наиболее значимые аттестационные курсы; 53 % аттестующихся отдают предпочтение презентации методического портфолио как форме собственного повышения квалификации
Особенности портфолио и работы с ним делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности профессиональных достижений конкретного учителя, отвечающей компетентностному подходу. Введение научно-методического портфолио учителя может повысить профессиональную активность, уровень осознания им своих целей и возможностей и сделает его более заинтересованным и ответственным за свою деятельность.