Управление инновационными процессами в сельском образовательном учреждении
Хритошин Александр Васильевич - директор МОУ «Фоминичская средняя общеобразовательная школа», Кировского района, Калужской области. Высшая квалификационная категория, стаж работы в должности 24 года, педагогический стаж 32 года, образование высшее, окончил КГПУ им.Циолковского – исторический факультет. Награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» Депутат районной Думы МР «Город Киров и Кировский район», заместитель председателя районной Думы Победитель областного конкурса на присуждение премии Народного учителя Российской Федерации А.Ф.Иванова год
Одним из перспективных направлений преобразования сельских общеобразовательных учреждений является создание образовательных комплексов, реализующих программы не только общего среднего, но и профессионального образования. Одним из перспективных направлений преобразования сельских общеобразовательных учреждений является создание образовательных комплексов, реализующих программы не только общего среднего, но и профессионального образования.
Эти школы, используя современные информационно-технические средства, соединяют сельских жителей с глобальными образовательными ресурсами. Они активно взаимодействуют с различными образовательно- культурными, спортивными и другими общественными организациям. Эти школы, используя современные информационно-технические средства, соединяют сельских жителей с глобальными образовательными ресурсами. Они активно взаимодействуют с различными образовательно- культурными, спортивными и другими общественными организациям.
Работа в условиях такой школы требует серьезной дополнительной подготовки как педагога, так и руководителя. Особенно изменяются и усложняются роль и функции руководителя современной сельской школы, который должен обладать более широким профессиональным кругозором, новым комплексом важных управленческих компетенций. Работа в условиях такой школы требует серьезной дополнительной подготовки как педагога, так и руководителя. Особенно изменяются и усложняются роль и функции руководителя современной сельской школы, который должен обладать более широким профессиональным кругозором, новым комплексом важных управленческих компетенций.
Руководитель такой сельской школы, которая, как правило, становится культурно- образовательным и социально- педагогическим центром села, поселка, деревни, призван быть главным организатором различных видов социокультурной деятельности, координатором, консультантом и просветителем как детского, так и взрослого населения деревни. Руководитель такой сельской школы, которая, как правило, становится культурно- образовательным и социально- педагогическим центром села, поселка, деревни, призван быть главным организатором различных видов социокультурной деятельности, координатором, консультантом и просветителем как детского, так и взрослого населения деревни.
Руководитель должен хорошо знать основы современной экономики, и умело использовать различные возможности для поиска источников финансирования собственных образовательных проектов и программ. Руководитель должен хорошо знать основы современной экономики, и умело использовать различные возможности для поиска источников финансирования собственных образовательных проектов и программ.
Руководитель такой школы должен хорошо представлять, чему и как обучать сельских детей, он призван отчетливо видеть перспективу развития ближайшего окружения школы и села в целом. Более того, он обязан перенести свое видение будущего деревни на весь педагогический коллектив образовательного учреждения для того, чтобы вести его за собой. Руководитель такой школы должен хорошо представлять, чему и как обучать сельских детей, он призван отчетливо видеть перспективу развития ближайшего окружения школы и села в целом. Более того, он обязан перенести свое видение будущего деревни на весь педагогический коллектив образовательного учреждения для того, чтобы вести его за собой.
Анализ окружающего социума, позволил нам определить социальный заказ: школа должна давать не только знания, но и развивать умения, без которых нельзя быть успешным в современной жизни. Анализ окружающего социума, позволил нам определить социальный заказ: школа должна давать не только знания, но и развивать умения, без которых нельзя быть успешным в современной жизни.
Применяя опыт инновационных сельских школ России хотелось бы выделить основные идеи, на которых базируется современная открытая сельская школа: Применяя опыт инновационных сельских школ России хотелось бы выделить основные идеи, на которых базируется современная открытая сельская школа:
Во-первых в деревне, как правило, школа одна, следовательно, она призвана открыть свои двери для всех сельских граждан, которые нуждаются в обучении и образовательной поддержке: детей, молодежи, взрослых. Во-первых в деревне, как правило, школа одна, следовательно, она призвана открыть свои двери для всех сельских граждан, которые нуждаются в обучении и образовательной поддержке: детей, молодежи, взрослых.
Во-вторых школа как социально- педагогический и культурный центр открывает свои двери всем кто не может в одиночестве справиться со своими проблемами, оказывает помощь семье, детям находящимися в тяжёлой жизненной ситуации. Во-вторых школа как социально- педагогический и культурный центр открывает свои двери всем кто не может в одиночестве справиться со своими проблемами, оказывает помощь семье, детям находящимися в тяжёлой жизненной ситуации.
В-третьих школа – это центр дополнительного образования для жителей села. Современная сельская школа, объединившись с учреждениями культуры(клубом и библиотекой и др. социальными институтами), создает широкую сеть дополнительных образовательных, оздоровительных и культурно-досуговых кружков, секций, клубов, студий, открывая новые возможности для обучения, просвещения и развития сельских граждан различных возрастных и социальных групп. В-третьих школа – это центр дополнительного образования для жителей села. Современная сельская школа, объединившись с учреждениями культуры(клубом и библиотекой и др. социальными институтами), создает широкую сеть дополнительных образовательных, оздоровительных и культурно-досуговых кружков, секций, клубов, студий, открывая новые возможности для обучения, просвещения и развития сельских граждан различных возрастных и социальных групп.
В-четвёртых сельская школа - это физкультурно-оздоровительный центр деревни. Рост смертности сельского населения, ухудшение состояния здоровья детей, молодежи и взрослых вынуждают школу вместе с медицинскими учреждениями и общественностью взять на себя миссию организатора физкультурно- оздоровительной работы в деревне и инициатора пропаганды здорового образа жизни. В-четвёртых сельская школа - это физкультурно-оздоровительный центр деревни. Рост смертности сельского населения, ухудшение состояния здоровья детей, молодежи и взрослых вынуждают школу вместе с медицинскими учреждениями и общественностью взять на себя миссию организатора физкультурно- оздоровительной работы в деревне и инициатора пропаганды здорового образа жизни.
В-пятых сельская школа – это информационно- просветительский центр деревни. В силу удаленности от городов, культурных и информационных центров сельские жители ограничены в доступе к современной информации, средствам коммуникаций, что негативно отражается на их образовании, культуре и социальном положении. Сельская школа, имея такие средства и специалистов, открывает доступ к современной информационной технике, сети Интернет не только учащимся, но и всем желающим жителям села. В-пятых сельская школа – это информационно- просветительский центр деревни. В силу удаленности от городов, культурных и информационных центров сельские жители ограничены в доступе к современной информации, средствам коммуникаций, что негативно отражается на их образовании, культуре и социальном положении. Сельская школа, имея такие средства и специалистов, открывает доступ к современной информационной технике, сети Интернет не только учащимся, но и всем желающим жителям села.
В-шестых сельская школа – центр общественных инициатив и гражданского образования детей и взрослых. Сельская школа представляя наиболее активную и образованную часть сельского общества, не только предлагает, но и организует важные общественные инициативы (благотворительность, культурно- просветительские акции, благоустройство и др.) В-шестых сельская школа – центр общественных инициатив и гражданского образования детей и взрослых. Сельская школа представляя наиболее активную и образованную часть сельского общества, не только предлагает, но и организует важные общественные инициативы (благотворительность, культурно- просветительские акции, благоустройство и др.)
Воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о человеке и природе, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению – стратегическая цель современной школы. Концептуальная программа развития нашей школы строится исходя из предназначения, целей и задач муниципального образовательного учреждения. Мы хотим создать школу, которая при участии местного сообщества будет учить наших детей решать задачи, которые перед ними ставит жизнь, и создавать возможные пути построения своего будущего и будущего России. Воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о человеке и природе, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению – стратегическая цель современной школы. Концептуальная программа развития нашей школы строится исходя из предназначения, целей и задач муниципального образовательного учреждения. Мы хотим создать школу, которая при участии местного сообщества будет учить наших детей решать задачи, которые перед ними ставит жизнь, и создавать возможные пути построения своего будущего и будущего России.
МОУ «Фоминичская СОШ» координационный совет Администрация СП «Село Фоминичи» ЧП «Берёзка» Фоминичский СДК Пожарное депо СП «Фоминичи» Фоминичский ФАП Сельская библиотека СПК «Коммунар» почтовое отделение связи
Центр Координационный совет Центр Координационный совет Центр образования Средняя общеобразовательная школа Дом детского творчества Центр психологической помощи Методический центр Центр образования Средняя общеобразовательная школа Дом детского творчества Центр психологической помощи Методический центр Центр культуры Дом культуры Библиотека Краеведческий музей Спортивный детско- юношеский клуб Центр культуры Дом культуры Библиотека Краеведческий музей Спортивный детско- юношеский клуб
Перспективным направлением развития школы является создание на базе МОУ «Фоминичская СОШ» социокультурного центра. Школа сегодня Разработка системы тематических воспитательных мероприятий Создание на официальном сайте школы интернет-страницы, посвященной социальному партнёрству Расширение внеклассной работы за счет проектов социально- психологической службы Организация системы партнерства. Разработка совместных проектов со школами, организациями, являющимися партнерами Учреждение Координационного центра социального партнёрства Публикации творческих работ учащихся и учителей, материалов, совместных с партнерами проектов, обмен опытом Школа – социокультурный центр, центр инновационного развития
Спасибо за внимание «Хочешь воспитать хорошего человека – будь им сам».