Метод модерации Дмитриева О.С. Чебоксары 2012
Модерация MODERATE MODERATE (лат.) – приводить в равновесие, управлять регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.
Модерация сегодня – – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса, посредством организации коллективной работы обучающихся в малых группах.
Эффективность модерации Приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на: активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся; развитие исследовательских и проектировочных умений; развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Цель метода модерации развитие способности обучающихся к самостоятельному и ответственному решению вопросов, проблем
Цель применения модерации эффективное управление группой во время занятия; максимально полное вовлечение всех обучающихся в образовательный процесс; поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего занятия; гарантированное достижение целей занятия.
Принципы модерации Систематичность; Структурированность; Прозрачность; Комплексность.
Модератор Организатор групповой работы, активизирующий и регламентирующий процесс взаимодействия участников группы на основе демократических принципов; Обеспечивает деловое общение, протоколирование процесса обсуждения, промежуточных и итоговых результатов дискуссии.
Базовые процессы модерации Визуализация – наглядное представление мнений, идей, решений; Вербализация – групповое обсуждение по принятым правилам; Презентация – представление результатов работы малых групп; Обратная связь – обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками.
Процедура проведения модерации I этап I этап – Инициация (начало урока, знакомство); II этап II этап – Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока); III этап III этап – Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока); IV этап IV этап – Интерактивное изложение (передача и объяснение информации);
V этап V этап – Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся): 5.1. Работа в малых группах над проблемой; 5.2. Эмоциональная разрядка; 5.3. Представление группами полученных результатов. VI этап VI этап – Подведение итогов (рефлексия, оценка урока).
Условия успешной работы малых групп состав от 3 до 7 человек обеспечивает возможность принять реальное участие в работе всем членам группы, участники должны обладать знаниями и умениями для выполнения задания, работа в группах подчинена общему регламенту работы и правилам, «зоны ответственности» за работу группы распределяются между модератором и ее членами
Правила игры для участников модерации Высказывания должны быть краткими Говорить можно только по очереди Главные идеи и предложения визуализируются Все обсуждения протоколируются Противоречивые мнения сохраняются с особой пометкой
Модерация обеспечивает: условия для максимальной активизации участников и вовлечение их в обсуждение проблемы коммуникативную деятельность, гарантируя включение каждого в поиск и выбор решения нейтрализацию или снижение эмоционального напряжения при обсуждении животрепещущих проблем
оперативность в выработке вариантов решений и достижении согласия в выборе оптимального решения логичное завершение обсуждения проблемы составлением плана конкретных действий возможность всем участникам почувствовать свой вклад в выработку решения и принять персональную ответственность за реализацию принятых решений